"22 августа 2016 года, 16:30
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев принял участие во Всероссийском совещании педагогических работников"
Сайт Министерства образования и науки РФ
Премьер хочет публично извиниться за совет идти в бизнес. Такую мысль озвучили несколько моих коллег, узнав, что в Москве пройдёт Всероссийское августовское совещание педагогов с участием Д.А.Медведева. Маловероятно, но... Наспех организованное (есть основания так полагать), оно собрало педагогических работников, чьи достижения отмечены наградами, чьи ученики и воспитанники добиваются высоких результатов в конкурсах и олимпиадах.
Место проведения совещания – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 83 региона, 680 участников и два дня взаимодействия. Впервые августовское совещание приобрело такие масштабы. Большой, озеленённый студенческий городок: многоэтажные здания, развитая инфраструктура, кругом указатели (без них немудрено заблудиться). Довольно оживлённо: прибывшие делегаты толпятся в очередях на заселение в гостиницу. Каких-то три часа, и ты в номере.
А через сорок минут уже начало совещания. Подумаешь, не успели отдохнуть с дороги и привести себя в порядок. Возмущаюсь? Ничего подобного. Шло б дело чуть энергичнее, не узнала бы стольких интересных людей. Здесь и финалисты конкурса «Учитель года России-2016», и победители и лауреаты прошлых лет, и кого здесь только нет! Несмотря на усталость, люди знакомятся, общаются, шутят, одним словом – интеллигенция.
Пять дискуссионных площадок начинают свою работу точно в назначенный час. И вот мы уже слушаем модераторов, экспертов, сами рвёмся к микрофону. Темы острые, волнующие. Равнодушных нет. Слухом распространяется известие об отставке Ливанова. Народ удивлён, строит догадки о возможных причинах, модераторы от комментариев воздерживаются. Теперь всех волнует, представят ли завтра педагогам нового руководителя министерства.
И всё же вернусь к работе секций. Я участвовала в первой. Говорили «Об особом статусе учителя в обществе». Узнала, что, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, профессия учителя из непрестижной превратилась в среднепрестижную (м-да, есть повод для радости), а ещё, что лишь 22-35% россиян довольны тем, как работает учитель (терзают сомнения).
Модераторы и эксперты говорят о том, что статус учителя напрямую зависит от уровня его образованности и от возможности карьерной перспективы, но не вертикальной (не всем же быть чиновниками), а горизонтальной (в Татарстане уже вводят ранговую систему и довольно успешно).
Высоко держать голову учителю мешает низкая зарплата. Педагогам зачастую непонятна система оценивания их труда. Да и возможно ли творчество учителя перевести в цифры? Необходимо!
А не превращаемся ли мы в продавцов услуг? Можно ли считать объективным критерием при начислении зарплаты результаты ЕГЭ? Когда учителю заниматься самообразованием, если он работает на две ставки? Может ли телевидение и кинематограф влиять на формирование особого статуса учителя? Много вопросов звучит во время дискуссии. Больше, чем ответов.
Одни считают, что нужна единая для всех образовательных учреждений система расчёта заработной платы, где гарантированным минимумом станет базовая часть, другие – что подходы к начислению зарплаты всё же должны быть разными, но обязательно понятными и прозрачными.
Медийщики готовы подставить плечо учителю и знают, что делать, чтобы повысить статус. Если конкретнее, то телекомпания «ТВ-Центр» в лице директора дирекции утреннего вещания Владислава Шекояна хоть сегодня выделит время в эфире для цикла передач об успешных учителях и школьниках и даже изготовит эти материалы. А как же рейтинг, господин Шекоян? За него идёт борьба на телевидении. Как поспособствуют популярности канала добрые передачи об одарённых детях и талантливых учителях?
Иное дело – скандал в той же школе. Вот это выведет в лидеры рейтинга. А значит, обеспечит приток рекламодателей и благополучие канала и его сотрудников. Правда же? Кто в такие моменты думает о статусе какого-то учителя? Потому и всплывает в памяти из положительных экранных лишь образ, созданный Вячеславом Тихоновым в фильме «Доживём до понедельника».
Трёхчасовая дискуссия подошла к концу. Выхожу из аудитории с абсолютным убеждением: статус учителя – забота самого учителя, а зарплата... А что зарплата? Она должна быть достойной.
Обещанная организаторами вечерняя экскурсия по Москве в окончательной редакции программы совещания не пропечаталась, а жаль.
Пленарное заседание форума с участием Председателя Правительства запланировано на следующий день. Отдельным пунктом программы выделено мероприятие «Проход участников совещания». На месте надо быть примерно за два часа до начала. Понимаю, выхожу заранее. Улица изменилась. Полные автобусы силовиков, чёрные правительственные машины, металлодетекторы, проверка документов и содержимого сумок. Всё серьёзно. Затем долгое ожидание. А во время него - разговоры, знакомства. Одно огорчает – невозможная духота. Об этом не раз потом скажет Дмитрий Анатольевич во время пленарного заседания форума.
Глава Правительства входит в зал – все встаём. Что-то это мне напоминает. Короткое приветствие, и вот слово уже передано новому министру образования Ольге Васильевой. Степенная – таково первое впечатление. Именно она ведёт пленарное заседание, предоставляет слово модераторам дискуссионных площадок. Они в свою очередь коротко рассказывают о вчерашней работе и её результатах, выраженных в форме своеобразного устного ходатайства или пожелания (как угодно).
Говорят о необходимости «продолжить программу по созданию новых школьных мест и придать ей приоритетный характер», «на федеральном уровне предусмотреть меры поддержки российских производителей оборудования для школ». Модераторы обращаются к премьеру с просьбой «поддержать инициативу создания «Российской электронной школы» и придать ей статус государственной инициативы в области образовательной политики».
Запало в душу выступление Евгения Ямбурга. Он был модератором площадки «Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта педагога». Так вот, Евгений Александрович уверен, что мы не готовы к введению стандарта с 2017 года. Цитирую: «Нельзя с учителя требовать того, чему мы его не научили».
Конечно, говорят о зарплате: о её тесной связи с достижениями учителя, о необходимости введения гарантированной части, о понятности начисления.
К каждому выступлению у премьера готов комментарий. На некоторые вопросы он реагирует с особым воодушевлением – рассказывает о строительстве школ, об обновлении автобусного парка, о развитии электронной среды. Пересказывать пленарное заседание, пожалуй, смысла нет. Стенограмма форума размещена здесь.
Проходит чуть больше часа, и вот Дмитрий Медведев уже выступает с заключительной речью, в которой обещает «использовать свою немалую власть для развития нашей российской школы и для поддержки педагогов». И все признают, что харизмы премьеру не занимать, впрочем, как и остроумия (были моменты). Да и внешне он, оказывается, вживую симпатичнее, нежели на экране, и голос приятнее. Мотивированные, довольные и уставшие, мы расходимся, разъезжаемся.
У нашей делегации до отлёта семь часов. Пешая прогулка? То, что надо. Арбат. Идём не спеша, общаемся, знакомимся ближе. Удивительные люди наши делегаты: интересные, разносторонние, глубокие.
А вот и дом № 53. Знаете, что в нём? Мемориальная квартира А.С.Пушкина. Заходим. Охватывает трепет, и к горлу подкатывается ком. Сюда после венчания поэт привёз Наталью Николаевну. Здесь они счастливо прожили первые три месяца семейной жизни. Подумать только, я нахожусь в том же пространстве. Невероятно! Волнительно! Атмосфера квартиры проникает в каждую клеточку – время останавливается.
Снова в путь. Метро, аэроэкспресс, самолёт. Прошло уже два дня с моего возвращения домой, а мыслями я ещё в Москве. Думаю. Многому хочу верить. А главное, хочу работать.
|