Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Тариэль, дружище, вот сколько с тобой знаком, а никогда бы не заподозрил в тебе поклонника Хлебникова. Ну не производил ты впечатления той футуристической безбашенности начала прошлого века. А я всё же предпочитаю велимировского друга - Маяковского (хоть и сволочь был, но ПОЭТ). Не пробовал киндерам читать Хлебникова? А у меня двое выросли на Маяковском, и у третьей уже любимая книжка, даже Чуковский уже в отставке. Вообще, стихи для детей может писать только очень большой мастер, почему-то их ("деток", как выражаются воспетки), бедолаг, с детского сада пичкают такой жуткой, с позволения сказать, "поэзией", а на самом деле, мертвечиной, но нормальный ребнок, как лакмус, очень чётко фильтрует качественную поэзию от бурды. Нет, Велимир не бурда, но он - не детский. А вот Яснов, Собакин, даже Успенский - это настоящая детская поэзия. Найди записи группы "Последний шанс" - это что-то.
По поводу спора о смехе и юморе - братцы, по-моему, вы залезли в такие дебри, что напомнили главную философскую канву романа Умберто Эко "Имя розы" (есть одноимённый фильм по мотивам, очень неслабый). И всё-таки процитирую: "У одного из племен Южной Америки шуткой считается столкнуть человека в водопад. У некоторых наших ребят шуткой считается подложить своему товарищу на сиденье кнопку." Это блистательный Юрий Томин и его феноменальные "Карусели над городом" (есть продолжение). Если это не "литература для учителя", тогда я вообще не знаю, что это такое.
А вот за "числопоэзию", Оксана Александровна, огромное спасибо, не знал-с, но, чёрт побери, это практически Хлебников, или я не прав?
Юрий Викторович Кузьмин
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Тариэль Александрович, а мне показалось - Есенинский ритм соблюден... Есенина люблю, ритм в памяти сидит... Впрочем, все это весьма субъективно, поэзия - дело мимолетное
Спасибо за Хлебникова! У вас необычный, изысканный вкус...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Алексей, нуты-к-тх, за вами и не грех пролезть-то... Цап!!!
Оксана Алксандровна, в "цифропоэзии", как мне кажется, весь Хлебников и есть, мне он всегда казался Поэтом ритма, а не слова, и, тем более, не содержания. Я не склонен считать это "поэзией будущего", но границы стихосложения стали шире, благодаря "будетлянам", за что им большое филологическое спасибо. Но дети воспринимают стихи не так, как мы, старпёры, (его величество - Глагол), тут дальше Чуковского не пойдёшь. Впрочем, я опять заехал в детсад (актуально-насущно), - а если "от двух до пяти" не воспитаешь литературный вкус, дальше бесполезно, смотри себе "Реальных пацанов" и плюй в потолок...
Юрий Викторович Кузьмин
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 8
Друзья! Безмерно счастлив Вас читать! Я абсолютно серьёзно!
Забыты нынче как-то литературные дискуссии, ушли куда-то...
А так жаль!
Тут разговор о юморе зашёл, а мы недавно с Оксаной вспоминали "Боцмана" Цоя и Курехина - присоединяйтесь!
Прикрепленный файл Имя файла: ____.doc Размер файла: 34816
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 4
Хлебников - числа? Категорически не согласен! Слово!!! А как вам такой Хлебников?
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на «ты».
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца -
Самодержавном народе.
Юра, Юра, Юра... В своем репертуаре! Поспорил бы по поводу "Имени Розы". Фильм-то неплохой! Каюсь, книгу прочел уже после.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: -4
О литературном вкусе! если вкус не догма ! то он воспитывается всегда. И ...даже с опозданием!
если важной составляющей литературного вкуса считать умение дискутировать с автором .умение контролировать свою очарованность им! то никогда не поздно
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Да! И правда, разговоры наши весьма и весьма по душе!
Тариеэль, это стихотворение Хлебникова мне очень нравится.
Юрий, с вашим высказыванием согласна от начала до конца :)Конечно, слова у Хлебникова есть, и смысл глубокий, но очень многое у него решает форма, ритм. Этим он и берет. Я тут недавно говорила с певицей Ниной Шацкой, которая поет романсы, джаз, ну, много всего, вот она считает, что музыка, а потому и песня завоевывает сердца так, как даже чистой поэзии не дано. Не знаю, может быть, это слишком... Но ритм, мелодика - это очень сильные средства. В том же "Боцмане" заводит ритм... а не только содержание, весьма и весьма продуманное.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Еще в копилку. Борис Чичибабин:
Я почуял беду и проснулся от горя и смуты,
и заплакал о тех, перед кем в неизвестном долгу,—
и не знаю, как быть, и как годы проходят минуты...
Ах, родные, родные, ну чем я вам всем помогу?
Хоть бы чуда занять у певучих и влюбчивых клавиш,
но не помнит уроков дурная моя голова,
а слова — мы ж не дети,— словами беды не убавишь,
больше тысячи лет, как не Бог нам диктует слова.
О как мучает мозг бытия неразумного скрежет,
как смертельно сосет пустота вседержавных высот.
Век растленен и зол. И ничто на земле не утешит.
Бог не дрогнет на зов. И ничто в небесах не спасет.
И меня обижали — безвинно, взахлеб, не однажды,
и в моем черепке всем скорбям чернота возжена,
но дано вместо счастья мученье таинственной жажды,
и прозренье берез, и склоненных небес тишина.
И спасибо животным, деревьям, цветам и колосьям,
и смиренному Баху, чтоб нам через терньи за ним,—
и прощенье врагам, не затем, чтобы сладко спалось им,
а чтоб стать хоть на миг нам свободней и легче самим.
Еще могут сто раз на позор и на ужас обречь нас,
но, чтоб крохотный светик в потемках сердец не потух,
нам дает свой венок — ничего не поделаешь — Вечность
и все дальше ведет — ничего не поделаешь — Дух.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Понимаю, что все сейчас думают больше о конкурсе, чем о внешней жизни. Ну а я посмотрела фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" и хочу поделиться песней Владимира Семеновича, которая там звучит на титрах. Это баллада об уходе в Рай, написанная для фильма "Бегство мистера Мак-Кинли" (1974 г.):
Вот твой билет, вот твой вагон.
Все в лучшем виде одному тебе дано:
В цветном раю увидеть сон -
Трехвековое непрерывное кино.
Все позади, уже сняты
Все отпечатки, контрабанды не берем.
Как херувим стерилен ты,
А класс второй - не высший класс, зато с бельем.
Вот и сбывается все, что пророчится.
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Земной перрон. Не унывай
И не кричи. Для наших воплей он оглох.
Один из нас уехал в рай,
Он встретит бога - ведь есть, наверно, Бог.
Ты передай ему привет,
А позабудешь - ничего, переживем.
Осталось нам немного лет,
Мы пошустрим и, как положено, умрем.
Вот и сбывается все, что пророчится.
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Уйдут, как мы - в ничто без сна -
И сыновья, и внуки внуков в трех веках.
Не дай господь, чтобы война,
А то мы правнуков оставим в дураках.
Разбудит нас какой-то тип
И пустит в мир, где в прошлом войны, боль и рак.
Где побежден гонконгский грипп.
На всем готовеньком ты счастлив ли? Дурак...
Вот и сбывается все, что пророчится.
Уходит поезд в небеса - счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Итак, прощай. Звенит звонок.
Счастливый путь! Храни тебя от всяких бед!
А если там и вправду бог -
Ты все же вспомни, передай ему привет.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 8
Хочется продолжить. Любимые стихи Владимира Семёновича.
"Райские яблоки" - 1977
Я когда-то умру - мы когда-то всегда умираем,
Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, -
Не скажу про живых, но покойников мы бережем.
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок -
И ударит душа на ворованных клячах в галоп,
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок...
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Прискакали - гляжу - пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто - беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап - тысяч пять - на коленях сидел.
Как ржанет коренной! Я смирил его ласковым словом,
Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплел.
Седовласый старик слишком долго возился с засовом -
И кряхтел и ворчал, и не смог отворить - и ушел.
И измученный люд не издал ни единого стона,
Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел.
Здесь малина, братва, - нас встречают малиновым звоном!
Все вернулось на круг, и распятый над кругом висел.
Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?!
Мне - чтоб были друзья, да жена - чтобы пала на гроб, -
Ну а я уж для них наберу бледно-розовых яблок...
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых:
Это Петр Святой - он апостол, а я - остолоп.
Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженных яблок...
Но сады сторожат - и убит я без промаха в лоб.
И погнал я коней прочь от мест этих гнилых и зяблых, -
Кони просят овсу, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Для тебя я везу: ты меня и из рая ждала!
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Похоже, что так. Взаимность наблюдается. Конечно, время покажет, лет эдак через сто. Максим Леонидов, например, считает Высоцкого Пушкиным XX века. Леонидов, конечно, не авторитет для меня. Но тут с ним соглашусь
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 8
Я хоть и не Леонидов но всегда считал, что Высоцкий ничуть не меньший поэт чем Пушкин. И Владимир Семёнович сам это осознавал, наверное. Для него Александр Сергеевич был Главным Поэтом, Богом... Он очень частно к нему обращался. Даже в шутках (почти шутках):
Никогда не тянись за деньгами.
Если ж ты, проигравши, поник -
Как у Пушкина в “Пиковой даме”,
Ты останешься с дамою пик.
А по поводу вечности... Такой эпизод: "На одной из репетиций между Эрдманом и Высоцким произошел такой диалог:
Высоцкий: Николай Робертович, а вы пишете что-нибудь сейчас – сценарий, пьесу там или прозу?
Эрдман: А в-вы, Володя? (он немного заикался)
Высоцкий: Я пишу. Только на магнитофоны.
Эрдман: А я, В-Володя, – на века:
Высоцкий: Да и я, в общем-то, Николай Робертович, тоже кошусь на эти в-века.
Эрдман: К-коситесь, В-Володя, коситесь, у вас получается"
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Так, остановиться невозможно, когда речь идет о Высоцком. Это слова известной его песни "Дом хрустальный". Обратите внимание, какие рифмы, какие находки! Это надо изучать на уроках русского языка и литературы:
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: "Лови блесну!"
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!
Если беден я, как пес, один,
И в дому моем шаром кати
Ведь поможешь ты мне, господи!
Не позволишь жизнь скомкати...
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!
Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как Мадонной Рафаэлевой!
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 4
Творчество Высоцкого, мне кажется, шире, чем просто поэзия. Попробуйте продекламировать тот же "Дом хрустальный". Без мелодии, по-моему, совершенно не то!
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 8
Да, пожалуй, мы привыкли к колдовству его голоса, мелодий, энергетики, ритма. Наверное, это синтез поэтического и сценарного искусства. Не зря же он всю жизнь прослужил в поэтическом театре...
А может это просто магия гения?
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Простите, друзья, не могу с вами согласится! Высоцкий, конечно, хорош как бард. Но не менее хорош, как поэт. Просто стихи, написанные для песен, мы уже не может отделить от музыки. А вот попробуем взять стихи, не положенные на музыку, ну или просто я не знаю песню, вот эти:
Ожидание длилось, а проводы были недолги -
Пожелали друзья: "В добрый путь! Чтобы все - без помех!" -
И четыре страны предо мной расстелили дороги,
И четыре границы шлагбаумы подняли вверх.
Тени голых берез добровольно легли под колеса,
Залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали.
Вечный смертник - комар - разбивался у самого носа,
Лобовое стекло превращая в картину Дали.
Сколько смелых мазков на причудливом мертвом покрове!
Сколько серых мозгов и комарьих раздавленных плевр! -
Вот взорвался один, до отвала напившийся крови,
Ярко-красным пятном завершая дорожный шедевр.
И сумбурные мысли, лениво стучавшие в темя,
Устремились в пробой - ну, попробуй-ка, останови!
И в машину ко мне постучало просительно время -
Я впустил это время, замешанное на крови.
И сейчас же в кабину глаза сквозь бинты заглянули
И спросили: "Куда ты? На запад? Вертайся назад!"
Я ответить не смог: по обшивке царапнули пули.
Я услышал: "Ложись! Берегись! Проскочили! Бомбят!"
Этот первый налет оказался не так чтобы очень:
Схоронили кого-то, прикрыв его кипой газет,
Вышли чьи-то фигуры назад на шоссе из обочин,
Как лет тридцать спустя - на машину мою поглазеть.
И исчезло шоссе - мой единственный верный фарватер,
Только - елей стволы без обрубленных минами крон.
Бестелесный поток обтекал не спеша радиатор.
Я за сутки пути не продвинулся ни на микрон.
Я уснул за рулем: я давно разомлел от зевоты.
Ущипнуть себя за ухо или глаза протереть?
В кресле рядом с собой я увидел сержанта пехоты:
"Ишь, трофейная пакость, - сказал он. - Удобно сидеть".
Мы поели с сержантом домашних котлет и редиски.
Он опять удивился: откуда такое в войну?
"Я, браток, - говорит, - восемь дней, как позавтракал в Минске.
Ну, спасибо. Езжай! Будет время - опять загляну".
Он ушел на восток со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время пробилось ко мне сквозь броню:
Это время глядело единственной женщиной рядом.
И она мне сказала: "Устал? Отдохни - я сменю".
Все в порядке. На месте. Мы едем к границе. Нас двое.
Тридцать лет отделяет от только что виденных встреч.
Вот забегали щетки - отмыли стекло лобовое.
Мы увидели знаки, что призваны предостеречь.
Кроме редких ухабов, ничто на войну не похоже.
Только лес - молодой, да сквозь снова налипшую грязь
Два огромных штыка полоснули морозом по коже
Остриями - по-мирному - кверху, а не накренясь.
Здесь, на трассе прямой, мне, не знавшему пуль, показалось,
Что и я где-то здесь довоевывал невдалеке.
Потому для меня и шоссе, словно штык, заострялось,
И лохмотия свастик болтались на этом штыке...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 8
В том-то и дело, что Высоцкий не бард. Как у Городницкого? «И сколько б все бы мы не пели, его нам одного не заменить...»
Он - Гений, а у гения нет специальности..
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Я бы сказала - и бард тоже А еще поэт, киноактер, актер театра, сценарист и так далее...
Но бард он уникальный. Обычно бардовскую музыку поют у костра. Высоцкого тоже поют, но лучше чем он, этого не сделать никому. Как странно, ведь мелодии у него в принципе нехитрые... Тут дело не только в особенностях голоса.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Можно разными словами и разными буквами оценивать творчество Высоцкого, дело вкуса... Ставить И или не ставить Лично я ставлю, потому что в каждой из "специальностей" Владимир Семенович, на мой взгляд, был асом. Потому и выделяю. С другой стороны, есть направления, где он и не пытался себя проявить, и правильно.
А то иногда человек композитор, к примеру, а еще рвется в певцы, в актеры, и в политики, и еще в десять мест, и слаб во всем оптом и в розницу...
Главное, как мне представляется, - признавая Гения, не превращать его в Бога
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: -4
я вот думаю! а может не стоило Высоцкому так уж быть гением??может лучше бы занимался своими детьми?? и развивал любовь с женой??
ведь как правило гениальность - это своеобразный побег от своих социально-родственных обязанностей -несвобод
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Бог с вами, Алексей Владимирович!
В гениальность нельзя бежать - хотели бы многие! Гениальность - то, что дается свыше. И она мучает часто как крест, который нельзя ни отдать, ни выбросить... Гениальность - Божья печать.
Пушкин, кстати, и о семье заботился, и детей имел немало, и жену любил, и тем больше мучился, потому что со своей гениальностью должен был добывать кусок хлеба на пропитание...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: -4
Бог не со мной Оксана Александровна!
убегают убегают в гениальность!!от семейных проблем!от проблем любви!
так что она растет из нашей трудной жизни!
Во времена Пушкина у людей было гораздо больше иллюзий. чем сейчас! и были гораздо менее доверительные отношения с супругами.
может стоит меньше уделять внимание гениям ! а интересоваться стихами и мыслями близких??
а то как то гипертрофированно носимся с гениями то??
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
Алексей Владимирович, рекомендую вам посмотреть на тему немного с другой стороны. Кто носился с Пушкиным? С Высоцким? Никто, кроме близких, да и они... не всегда... Не берег никто.
По поводу же гениальности советую заглянуть в словари.
Вот определение из Большого Энциклопедического словаря:
"ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.…"
Конечно, нужно думать о близких в первую очередь. Но гении двигают цивилизацию, и не стоит ими разбрасываться, как мне кажется...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: -4
кто носился? толпы почитателей!забывая про внимание к мыслям своих близких! считая их менее достойными внимания!
знаю массу определений гениальности! спорную массу
пока часто гении не туда ! двигают цивилизацию! очень часто не туда
в каждом есть искра божья так сказать! так что концентрируясь на нескольких гениях мы разбрасываемся миллиардами!!не так ли???
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: 7
У меня печальное ощущение, что вы спорите ради спора... С каких это пор поклонники заботятся о гениях? О Пушкине, например?.. Или о Высоцком? Или о других гениях, умерших в нищете и безвестности?
Что касается обычных людей, кто же говорит, что о них не надо заботится? Просто здесь и сейчас мы говорили именно о судьбе гения. Это другая тема.
Искра Божия есть в каждом, правда. Но иногда мы принимаем эту искру за пламя, отсюда прорва графоманов... И это особая проблема, другая...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: -4
ну почему же печальное? спорю ради спора! а раз в споре рождается и истина и лучшее понимание темы и друг друга!то я поступаю очень даже неплохо
я не говорил ! что поклонники так уж заботятся о гениях! я говорил о том .что внимая гениям они не реализую интерес к соседям!
обычные люди потому и обычны! что мы излишне превозносим гениев!не стоит разбрасываться обычными гениями
я предлагаю из искры в каждом разжигать пламя!
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 4 мес. назад
Репутация: -4
ну это вы зря!! и читаю! и бросаю реплики глядя!может это вы не слышите??
я ведь расшифровал! что для меня значит спорить ради спора!! т е пытаьтся разобраться в теме ! и в причинах разногласий!
вы эту мысль проглядели??
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 7
Мне кажется, одна из черточек Анны Ахматовой - какая она разная.
В начале:
Мы не умеем прощаться,-
Всё бродим плечо к плечу.
Уже начинает смеркаться,
Ты задумчив, а я молчу.
В церковь войдем, увидим
Отпеванье, крестины, брак,
Не взглянув друг на друга, выйдем...
Отчего всё у нас не так?
Или сядем на снег примятый
На кладбище, легко вздохнем,
И ты палкой чертишь палаты,
Где мы будем всегда вдвоем.
Март 1917
...и в финале, во второй половине трудного 20 века:
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.
И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной,—
Одни под созвездием Змея,
Взглянуть друг на друга не смея.
То мог быть Стамбул или даже Багдад,
Но, увы! не Варшава, не Ленинград,
И горькое это несходство
Душило, как воздух сиротства.
И чудилось: рядом шагают века,
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.
Мы были с тобою в таинственной мгле,
Как будто бы шли по ничейной земле,
Но месяц алмазной фелукой
Вдруг выплыл над встречей-разлукой...
И если вернется та ночь и к тебе
В твоей для меня непонятной судьбе,
Ты знай, что приснилась кому-то
Священная эта минута.
1959
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 4
Да... Ахматова...
Для меня она одна из самых сложных поэтов. Она, действительно, разная и в то же время очень цельная. Не смог вспомнить ни одного ее стихотворения, которое для меня отражает Ахматову как поэта. Кажется, Бродский говорил о ней что-то подобное.
Может быть, вот в этих строчках что-то близкое:
Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам...
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.
Да, еще, пожалуй, Реквием, хотя мне он как-то не близок.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 7
Тариэль, уверенна, что восприятие поэзии - дело очень личностное, субъективное. Но совершенно согласна, что Ахматова очень разная, особенно в разные периоды времени - вот ведь сколько она прожила, как эпоха менялась! Может быть, и невозможно найти стихи, которые был отражали Ахматову-поэта полностью и цельно...
"Реквием" многое говорит... Кстати, когда я читала "Реквием" в школе, я совершенно его не понимала, для меня это был формальный документ о репрессиях. А потом почувствовала, особенно когда услышала в исполнении Аллы Демидовой - она просто как будто от себя читала, как свои строчки.
А вот стихи, в которых для меня в какой-то мере сосредоточена Ахматова:
Приходи на меня посмотреть .
Приходи. Я живая. Мне больно.
Этих рук никому не согреть,
Эти губы сказали: "Довольно!"
Каждый вечер подносят к окну
Мое кресло. Я вижу дороги.
О, тебя ли, тебя ль упрекну
За последнюю горечь тревоги!
Не боюсь на земле ничего,
В задыханьях тяжелых бледнея.
Только ночи страшны оттого,
Что глаза твои вижу во сне я.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 4
Я тут попробовал найти какой-нибудь романс на стихи Ахматовой. Перерыл весь инет. Ничего стоящего. Пожалуй, лучшее из того что есть - "О жизнь без завтрашнего дня" на музыку А. Рыбникова. Не знаю, вроде и музыка неплохая - Рыбников все таки, а как-то не впечатляет.
Задумался - почему так? Ахматова и музыка несовместимы? Или доброго композитора не нашлось?
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 7
Может быть, не нашлось, а может, трудно найти. В Ахматовой столько внутренней музыки...
Кстати, на стихи, которые я выше привела, есть романс, поет Камбурова. И фильм называется так же - "Приходи на меня посмотреть".
Предлагаю новую тему, неожиданную и даже провокационную. Земфира!
Пожалуйста, не умирай
Или мне придется тоже,
Ты конечно сразу в рай,
А я не думаю что тоже.
Хочешь сладких апельсинов?
Хочешь вслух рассказов длинных?
Хочешь я взорву все звезды,
Что мешают спать?
Пожалуйста, только живи,
Ты же видишь, я живу тобою,
Моей огромной любви
Хватит нам двоим с головою.
Хочешь в море с парусами?
Хочешь музык новых самых?
Хочешь я убью соседей,
Что мешают спать?
Хочешь солнце вместо лампы?
Хочешь за окошком Альпы?
Хочешь, я отдам все песни,
Про тебя отдам все песни?
Хочешь солнце вместо лампы?
Хочешь за окошком Альпы?
Хочешь я отдам все песни,
Про тебя отдам все песни я?
Я раньше совсем ее не слушала и не понимала. А когда услышала эту песню в исполнении Гурченко, просто что-то такое произошло... Рекомендую найти в интернете и послушать. А лучше посмотреть клип, он потрясающий. Там Гурченко окружают ушедшие из жизни актеры, с которыми она снималась. Это было до ее смерти.
Земфира - это все-таки талант. Такое свежее восприятие жизни...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 4
Оксана!!! Разочаровался в Земфире! Всегда относился к ней с уважением. Просто слушал, не обращая внимания на поэзию. Сегодня решил почитать...
Нет, строчки интересные есть, а рядом такая ерунда...
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 4
Да нет, Оксана, я немного не о том. К данной конкретной песне у меня претензий практически нет. И поэзия неплохая, да и Гурченко, конечно, ого-го. Я о том, что Земфиру лучше не читать, лучше ее слушать!
А у Гурченко "Пять минут" все же лучше получилась.
А куда у нас пропали другие ценители поэзии? Неужели ни Ахматова, ни Земфира никаких эмоций не вызывают? Петрович молчит. Нина, Ирина, Юра, где вы? Все Натальи куда-то пропали... Алексей, пора уже с кем-нибудь не согласиться! Алла Константиновна, нужно сказать веское слово!
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 3
Через край - чувства, предельная обнажённость сердца в поэзии Марины Цветаевой. Её стихи - вселенная любви и невозможности счастья! Она совсем иная, не такая, как аристократически сдержанная Ахматова.
Здравствуй! Не стрела, не камень:
Я! - Живейшая из жен:
Жизнь. Обеими руками
В твой невыспавшийся сон.
Дай! (На языке двуостром:
На! - Двуострота змеи!)
Всю меня в простоволосой
Радости моей прими!
Льни! - Сегодня день на шхуне,
-Льни! - на лыжах! - Льни - льняной!
Я сегодня в новой шкуре
Вызолоченный, седьмой!
-Мой! - и о каких наградах
Рай, когда в руках, у рта -
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 3
И ещё одно имя в мире поэзии мне дорого - Максимилиан Волошин. В его творчестве тоже Вселенная.
Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь...
Солнце... Вода... Облака... Огонь...-
Все, что есть прекрасного в мире...
Факел косматый в шафранном тумане...
Влажной парчою расплесканный луч...
К небу из пены простертые длани...
Облачных грамот закатный сургуч...
Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в свое странствие станствий
Лучшее из наваждений земли.
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: -4
ну а я добавлю спорное мнение !естественно приведенные стихи вызывают эмоции!!но....
Все таки много невнятности в этих стихах! которые помогают людям впасть в иллюзии и запутаться в собственных чувствах!
и Земфировская экзальтация (вплоть до убийства соседей )небезобидна
Re: Книги для учителя и об учителе 12 г., 2 мес. назад
Репутация: 7
Браво! Браво!
Знаете, это напомнило мне разговор в январе с одним учителем в Якутии. Он заявил, что из школьный программы надо изъять стихотворение "Сижу за решеткой в темнице сырой" - потому что оно доведет детей до тюрьмы, а также "Анну Каренину", потому что что это произведение подталкивает детей к суициду.
Что касается Цветаевой, она мне менее близка, чем Ахматова, но у нее есть просто золотые строки, несомненно.
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток...
С именем твоим - сон глубок.