Николай Петрович Марухин Печать
02.03.2020 07:53

maruhinЕсть люди – «закаты» и люди – «рассветы»…

Ирина Самарина

За каждым ярким явлением нашей жизни обязательно стоит какой-нибудь человек. В одном случае он является его основателем, в другом - вдохновителем, в третьем – проповедником, в четвертом – исполнителем, иногда - завершителем. Есть люди, соединяющие в себе сразу несколько этих ипостасей.

Николай Марухин был апостолом конкурса «Учитель года Алтая», истово верящим в его уникальность, высокую миссию и особое место в образовательном пространстве края. Он жил нашим конкурсом, болел за него душой, безмерно любил этот «праздник мастерства и вдохновения», обожал возиться с конкурсантами и близко дружил с жюри и организаторами, радуя своим юмором и острым умом. Он был человек из плоти и крови, со своими грехами и недостатками, и, в то же время, было в нём что-то такое, что возвышало его над этим бренным миром, и чего так не хватает нам эти долгие два года без него...

Он умел зажигать. Своим бесподобным талантом, искренностью и смелостью, граничащей с бесшабашностью, размахом широкой русской души, простым, подлинно народным характером с одной стороны и философской глубиной интеллекта с другой. Он писал непревзойдённые статьи, отличающиеся безупречной грамотностью речи, и в то же время мог органично ввернуть просторечное словцо в разговор, да так, что как ни старайся, а повторить так же не удастся! Одинаково просто и легко он общался как с губернаторами и министрами, так и с детьми.Он давал уроки, вышибающие поток слёз у аудитории, и одновременно был очень потешным. До такой степени, что вспоминая его, всегда невольно улыбаешься.

Для «Учителя года Алтая» и всего педагогического движения Алтайского края фигура Николая Петровича Марухина эпохальна. Ни одно заседание оргкомитета конкурса не проходило без его критических замечаний, дельных предложений и заинтересованного участия. При этом он никогда не боялся брать на себя ответственность за воплощение своих идей. Помню, как один вице-губернатор в ответ на его предложение пригласить в Барнаул Евгения Ямбурга предупредил: «Смотри: в случае чего – отвечаешь головой!». На что Петрович просто ответил «Моя голова у Вас в залоге». В результате мы получили настоящий праздник ума и живого общения с классиком педагогики и плодотворную с ним дружбу.

Николай Марухин в какой-то мере и сам был конкурсом. Для него он был не просто ярким и интересным мероприятием. Эту мартовскую неделю он ждал весь год, торопил и готовил, связывая вокруг «УГА» всех нас, таких разных и непростых. Он был отцом-основателем и модератором уникального свободного интернет-портала учительского сообщества, на котором кипела жизнь, проходили жаркие споры, и который сегодня так ждёт своего преданного ведущего.

Поэтому лучшей памятью об этом замечательном человеке будет наша увлеченная работа. Конкурсантов – на своих уроках и защитах, наставников –за кулисами, жюри – на испытаниях, организаторов – на своих оргкомитетах и совещаниях, методистов - в своих кабинетах, всех нас – в общественно-профессиональном пространстве вокруг самого яркого и легендарного события в сфере образования края – конкурса «Учитель года Алтая»!

Юрий Абдуллаев,

лауреат Премии Президента РФ в области образования,

лауреат конкурса «Учитель года России»,

победитель конкурса «Учитель года Алтая-2001»



maruhin1«Учитель года России» давно перестал быть ведомственным мероприятием, известным узкому кругу лиц. Это всероссийское движение, о котором знают не только педагоги, вся общественность, страна. Конечно, люди, благодаря которым конкурс стал таким, каким мы его знаем и любим, известны стране меньше. На виду абсолютные победители и лауреаты всероссийского финала, руководители организаций-учредителей…

Николая Петровича Марухина, учителя истории Малаховской школы Алтайского края, можно смело включить в список классиков нашего конкурсного движения. Хотя он, если был бы жив, со мной бы, конечно, поспорил.

Не столько из скромности, сколько из принципа. Не раз говорил и даже настаивал – конкурс дело коллективное! А значит, один человек ничего не решает… Только если мы его строим, проводим, реформируем вместе, тогда конкурс будет настоящим, нужным, учительским.

Николай Петрович принял участие в «Учителе года» в 1999 году, когда у конкурса было совсем другое лицо, даже другой темп проведения – более размеренный, но в то же время велись горячие споры, как его проводить. Он сразу вошел в конкурсные воды и стал своим, он стал, если можно так сказать, СОАВТОРОМ конкурса. Хотя и не он придумал «Учитель года». Но вполне мог бы. Помню, как на всероссийском финале, в котором участвовали представители многих регионов России, Николай Марухин уверенно повторял, что конкурс «Учитель года Алтая» может быть образцом даже для федерального этапа. Часто рассказывал о традициях «УГА», людях, ситуациях. Он был патриотом своего конкурса! И, конечно, старался, чтобы каждый новый региональный финал становился сценой для новых педагогических талантов, чтобы весь год клуб «бэушников» (какое здоровское непафосное слово) работал на полную мощь. Ему не жалко было отдавать конкурсу творческий запал, силы, время.

И клуб действовал, и сайт «Учитель года Алтая» возник, стал рабочим органом, где были представлены педагоги-конкурсанты, где создавалась летопись регионального конкурса, где на форуме начали обсуждаться самые актуальные проблемы, а порой – прочитанные книги, что тоже очень и очень необходимо педагогу.

А еще он как-то умудрялся успевать (будучи практикующим учителем) писать статьи в педагогические издания, «Учительскую газету», например, и, хотя большая часть его материалов была не о конкурсе, их стоит читать как некий кодекс учителя года – педагога-профессионала, неравнодушного, постоянно обновляющегося, думающего о своих учениках…

И все-таки вернусь к этой мысли – влияет одна личность на судьбу целого педагогического движения? Конечно, влияет. Если человек отдает себя целиком этому движению. Если остается не классиком – действующим бойцом! – в рядах педагогов-бэушников, даже завершив земное существование.

Оксана Родионова, ведущий специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования