Дети становятся читателями на коленях своих родителей
Эмили Бухвальд.
«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти…» - пишет в своем стихотворении В.Берестов.
А может, стоит оторваться от дел, собраться всей семьей и провести чудесный вечер, читая вслух полюбившиеся произведения….
Чтение в семейном кругу является давней русской традицией. На рубеже 19-20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей.
Сегодня мало кто может с гордостью сказать: «Моя семья читает!». Традиции семейного чтения утрачиваются, разрушаются, и на смену им приходят новые высокоскоростные технологии. Да и просто порой нам не хватает времени на то, чтобы остановиться и уделить время своим родным.
Я считаю, что необходимо возродить традиции семейного чтения, и определяющая роль в этом принадлежит родителям.
Семейное чтение — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Хочу выразить свое мнение и услышать Ваше, уважаемый читатель.
Родители, используя семейное чтение, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием ребенка, формируют нравственные представления, общечеловеческие ценности.
Семейное чтение, на мой взгляд, это разговор поколений: передача столь необходимого опыта, взглядов от старшего к младшему. Это уникальный монолог ребенка, в котором он учится выражать и аргументировать свое мнение. Это эффективный способ социализации. И безусловно, способ общения ребенка с миром художественной литературы.
Семейное чтение полезно и необходимо детям и взрослым- прекрасный способ эмоционального-эстетического взаимодействия.
Мы вместе сопереживаем героям. Мы радуемся и по-настоящему счастливы, когда читаем эпизод встречи Ассоль и Грея в романтической повести «Алые паруса». А еще есть прекрасная возможность поговорить о главном: что такое мечта? А какая мечта есть у тебя?
Нас захватывают увлекательные приключения Тома Сойера и вызывают смех его проделки.
Мы плачем и возмущаемся несправедливости крепостного строя: почему так поступил Герасим?
Ценности личности формируются в процессе переживания. Слушая захватывающую историю, мы проецируем ее сюжет на свою жизнь, представляем, как бы поступили мы. И роль взрослых здесь очень важна: объяснить последствия того или иного поступка, установить причину и цель таких действий.
Чтобы семейное чтение, действительно, выполняло свою роль, оно должно быть систематическим, должно стать привычкой, традицией семьи.
Трудно не согласиться со словами В.А. Сухомлинского: «…чтение- это тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находить путь к сердцу ребенка».
Надо помнить, что семейное чтение- это минуты близкого эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить….
Существует мнение, что традиции семейных чтений угасают внутри семьи. Каковы причины и что мешает возрождению семейных чтений? А можно ли заменить семейное чтение просмотрами художественных фильмов? Как организовать семейное чтение? - вопросы на которые хотелось услышать Ваше мнение.
Приятно начинать неделю с хороших новостей. А у нас их сразу две!
Сегодня в социальных сетях будет запущен марафон «Литературные вечера с УГА». Каждый вечер в 18.00 в социальных сетях (в историях) участники клуба будут читать произведения разных поэтов и писателей. Одна неделя – один писатель или поэт. Первая неделя посвящена творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Открывает марафон Ольга Михайловна Шикунова – учитель русского языка и литературы, победитель конкурса «Учитель года Алтая - 1998»
И вторая новость! Лилия Владимировна Шлей – лауреат конкурса «Учитель года Алтая – 2012», учитель русского языка и литературы, директор МБОУ «Лицей №73» г. Барнаула со своей командой подготовили интересный список литературы, с которым можно ознакомиться на нашем сайте в разделе новости. А также на странице клуба в Фэйсбуке.
Интервью с Ларисой Владимировной Зименс, учетелем немецкого языка МБОУ "Гальбштадская СОШ" Немецкого национального района, победителем конкурса "Учитель года Алтая - 2020"
Как долго Вы работаете в школе?
В школе я работаю с 2003 года, то есть уже 17 лет.
Почему выбрали именно эту профессию? Каким был Ваш путь в школу?
Будучи еще маленькой девочкой, я всегда любила профессию учителя. Играть в школу было моим любимым занятием. А еще передо мной всегда был пример моей мамы, тоже школьного учителя. Поэтому стать учителем мне, наверное, было предначертано судьбой и у меня не возник спорный вопрос после окончания школы, куда пойти учиться. Сначала я закончила педагогический колледж в г. Славгороде, а потом, успешно пройдя собеседование, меня приняли сразу на 3 курс Барнаульского педагогического университета. Так я получила высшее образование. Сразу после учебы я два года работала в одном из университетов г. Барнаула, а затем жизнь моя сложилась так, что я уехала в Немецкий национальный район. Вот так я и пришла в школу.
Почему выбрали именно этот предмет?
Очень просто. Немецкий язык мне нравился всегда, к тому же моя мама- учитель немецкого языка.
Что нравится в профессии учителя больше всего?
Это понимание того, что всё, что я делаю – это не зря.
С какими трудностями сталкиваетесь в профессиональной деятельности?
Наверное, как и у всех, у меня случались и случаются трудности в профессиональной деятельности. Это различного рода переживания и волнения, с которыми я стараюсь справляться. Это закаляет и не позволяет опускать руки.
Назовите три основных качества, которыми, по Вашему мнению, должен обладать каждый учитель?
Искренняя любовь к детям (они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же).
Стремление к совершенствованию и шагать в ногу со временем (учитель вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться).
Доброта и гуманность (в каждом ребенке учитель должен видеть личность и помогать ей реализоваться).
Чем увлекаетесь, занимаетесь в свободное время?
Несмотря на то, что свободного времени бывает не так много, люблю зимой покататься на лыжах. Если удается куда-нибудь поехать по стране, это, конечно, обзор достопримечательностей, каких-то исторических памятников и мест.
Какие книги любите читать? Любимое произведение или автор?
С детства любила книги о путешествиях. Сегодня мое чтение в большей степени связано с моей предметной областью. Это страноведение немецкоговорящих стран. Кроме того мне очень интересна сейчас область истории, этнографии российских немцев, все, что связано с этой нацией. Моя заинтересованность связана не только с моими этническими корнями, но и с фактом посещения немецкого Поволжья, а именно городов Саратов и Маркс, где я соприкоснулась с великой и драматичной историей этого народа. Поэтому сейчас моей настольной книгой является уникальное издания современного исследователя в этой области Смирновой Т.Б. «Этнография российских немцев».
Две недели назад завершился краевой этап конкурса «Учитель года Алтая - 2020». Вы стали победителем. Поделитесь своими эмоциями. Каким был для Вас этот конкурс? Что приобрели за это время? Как Вас встретили дома, после завершения конкурса? (родные, коллеги, ученики)
Победа в конкурсе была для меня неожиданностью, но я, конечно, очень этому рада. Сейчас уже эмоции немного улеглись, но мне все еще не верится, что все это произошло со мной. Я знала, что этот конкурс сложный и требует от педагога большой самоорганизации и силы духа. И это оказалось на самом деле так. Для меня этот конкурс еще и победа над собой, и шанс оглянуться назад, подвести некие промежуточные итоги своей работы, понять, как много еще предстоит сделать.
За время конкурса познакомилась с огромным количеством интересных людей, приобрела бесценный опыт общения, посмотрела удивительные уроки и мастер-классы коллег и поняла, как много у нас достойных педагогов!
Конечно, и дома и на работе меня встретили с поздравлениями, была теплая встреча и много пожеланий. Да и на всем протяжении конкурса я чувствовала уверенную поддержку своей семьи и коллег по школе. А это много значит!
На Сан-Марко было тихо и пусто. Ни одного туриста. Голуби пили воду из маленьких лужиц. Рыжая кошка, распластавшись на каменных плитках, нервно дышала, готовясь к прыжку. Резко ударил колокол и вспугнул голубей. Они нырнули в небо и скрылись между нежных куполов собора. Я дошел до конца площади и свернул налево. Под портиком Дворца дожей на помосте соорудили кукольный балаганчик. Зазывала в красном кафтане рекламировал чудодейственный эликсир, помогающий при немочи и болях, душевных расстройствах. Странно, но я, почти не зная итальянского, все понимал, о чем говорил зазывала.
Трое мальчишек стояли перед помостом и, подняв головы, внимательно слушали про достоинства зелья, нетерпеливо ожидая, когда он закончит и появятся куклы. Три женщины, видимо их матери, не обращали внимания на человека на подиуме. На них были широкие юбки, а головы и плечи прикрывали шелковые шали. Там был еще мужчина в берете, плаще, чулках и туфлях с пряжками. Он тоже не слушал продавца эликсира, а украдкой разглядывал женщин. Мне показалось, что я попал на карнавал или съемки фильма. Но я точно знал, что время Венецианского карнавала еще не наступило, а камер и прожекторов тоже нигде не было видно. Я отошел на несколько метров и увидел еще один балаганчик. Над сценой висела вывеска с именем хозяина - Боргоньи. Мне показалось, что я уже где-то слышал это имя. Здесь, как и под портиком, только трое мальчишек заинтересованно следили за сценой - уже шло представление. Взрослые же, мужчины и женщины, отвернувшись от помоста, вглядывались то ли в проходящих, которых не было, то ли в очертания островов, спящих в заливе, то ли в невидимую фотокамеру. Пройдя еще немного по пьяцетте, я глазам своим не поверил: на помосте, прикованный цепью к столбу, стоял слон. Три фигуры в масках и карнавальных костюмах смотрели на слона. Мужчина с усами всматривался в одну из масок. А сзади их высился, видимо стоял на табурете, человек с блокнотом и карандашами в руках - он делал быстрые наброски. «Надо спросить у портье в отеле, что же за день странный такой», - подумал я и отправился на набережную выпить утренний кофе и съесть парочку круассанов. Кафе еще не открылись, лишь в одном месте сонный официант принимал заказ у троих необычно одетых для нашего времени мужчин. Один из них был точно итальянцем, второй - англичанином, третий - французом. Откуда я знаю? Каждый из них говорил на своем языке, и они понимали друг друга. Мне показалось, что они, обращаясь друг к другу, называют какие-то до боли знакомые фамилии. Я прислушался. Мистер Хогарт звали одного. Месье Ватто - второго. А третьего - синьор Лонги. Как только я услышал третью фамилию, мгновенно все сошлось. За столиком кафе сидели три великих художника ХVIII века - Уильям Хогарт, Антуан Ватто и Пьетро Лонги. Три сценки, которые я видел, - три знаменитых сюжета Лонги: «Шарлатан», «Балаган Боргиньи» и «Слон». Я подумал, что никогда не страдал галлюцинациями. Видимо, случившееся признак надвигающегося сумасшествия. Но если быть сумасшедшим, так по полной. Я встал, чтобы подойти и спросить Лонги, почему у синьоры, смотрящей на шарлатана и стоящей к нам спиной, нога вывернута на сто восемьдесят градусов. Но не успел. Официант принес мне кофе. Он хотел поправить скатерть, перед тем как все расставить. Поднос соскользнул у него с руки, и все посыпалось на пол - посуда разлетелась вдребезги. Стоял такой звон, будто в лавку муранского стекла забрался слон Лонги, удравший от надоедливых зевак. Звон длился долго, целую вечность. «Ну кто там еще?» - спросил я телефонную трубку, не открывая глаз. «Петь, это ты?» - «Да, мам, я. Ты знаешь, который час?» - «Знаю, пять утра». - «Ну рассказывай, что случилось». - «А ничего не случилось. Просто не спалось. Я вот вспомнила, что, когда ты был маленьким, еще до школы, ты все время просил: «Почитай». Я приду с работы, глаза слипаются, руки не слушаются, по хозяйству все убрала, ела не ела, садилась вам с Володей читать. А твой Володя читает своим детям?» - «Читает. И я читаю им, когда ездим на дачу. А еще мы вместе с ними сказки сочиняем». - «Записали бы да прислали мне. Я соседкам почитаю. Ну все, спокойной ночи, спать буду». - «Так все-таки зачем ты звонила?» - «Сердце с вечера прихватило. Укол сделали. Вот сейчас легче стало. Голос твой хотела услышать. Не бойся, я еще не умру. Мое время не пришло».
...Мама давно положила трубку, а я вспоминал, как долгими зимними вечерами мы с братом укладывались на кровати рядом с натопленной печкой и ждали, когда мама закончит все свои дела и начнет нам читать или рассказывать очередную сказку. Мы очень любили слушать про четырнадцать поющих лягушек, которых уехавшая по важным делам из дому мама прислала своем сыну в глиняном горшочке. И как на следующей неделе пришел ему еще один горшок, в котором тоже было четырнадцать лягушек, но самок. Они поселились в пруду и долго радовали семью своим пением. Почему в разных горшках? Если бы в одном, то самки съели бы всех самцов. Читая в университете Акутагаву Рюноске, я обнаружил у него почти похожую историю. Моя мама никогда об этом японском классике не слышала. И уж точно не читала его произведений.
...Меня просили написать о выборах. Я не стал. Что о них писать. И так все ясно, что будет через неделю. А сон про Лонги мне приснился, видимо, потому, что мы недавно с мальчишками побывали на его выставке...
Министерство образования Алтайского края совместно с телеканалом «Катунь 24» запускает новый проект по дистанционному обучению. В рамках проекта учителя-предметники, члены клуба «Учитель года Алтая» и лиги «Мобильный педагог» проведут уроки, запись которых будет транслироваться в эфире телеканала и на сайте.
Первыми педагогами, принявшими участие в проекте, стали Татьяна Вершинина, учитель русского языка и литературы барнаульской СОШ №55, Юлия Петрова, учитель физики барнаульской гимназии №80 и Андрей Минаков, учитель начальных классов барнаульской гимназии №42. «Учитель года Алтая – 2016» Татьяна Вершинина провела урок для одиннадцатиклассников на тему «Правописание «не» с разными частями речи». Тема урока для учеников 9-го класса финалистки конкурса «Учитель года Алтая – 2020» Юлии Петровой — «Состав атомного ядра. Ядерные силы». «Ветеран» конкурсов «Учитель года Алтая» 1993 г. и 1994 г. Андрей Минаков рассказал о том, как запомнить правильное написание «жи» и «ши».
К проекту готовы присоединиться и другие педагоги из клуба «Учитель года Алтая» и лиги «Мобильный педагог»: свое согласие на участие в проекте уже подтвердили около 30 учителей со всего края. Темы уроков будут самыми разнообразными, большую часть из них учащиеся смогут использовать при подготовке к ГИА.
Съёмки уроков проходят в АИРО им. А.М Топорова. Запись первых двух уроков выйдет в эфир телеканала «Катунь 24» в четверг, 2 апреля, с 10.00 до 16.00. Позже эти и другие уроки можно будет посмотреть на сайте телеканала.
Еще месяц назад данная форма обучения казалась чем-то инородным для существующей системы образования. Образовательные организации чаще всего сталкивались с ней при прохождении курсов повышения квалификации педагогических работников, при участии школьников в различных оn-line школах, проектах.
И вот, всё учительское сообщество оказалось в суровой реальности, когда за короткий промежуток времени необходимо создать систему, подчеркиваю СИСТЕМУ! А система складывается в результате многолетнего опыта, проб и ошибок. Но сегодня нет времени, нужно Учить и Учиться.
Какие положительные и отрицательные моменты можно определить сегодня для реализации дистанта:
Взгляд оптимиста:
образовательные организации получили широкий спектр методических рекомендации по организации дистанционного обучения, что позволяет сформировать нормативно-правовой фундамент, а значить избежать непредсказуемых ошибок;
педагогическому сообществу представлены электронные ресурсы ведущих образовательных порталов, во избежание рекламы не перечисляю их названия;
все образовательные организации Алтайского края имеют базовую платформу для дистанционного обучения АИС «Сетевой край. Образование». Можно спорить о скорости Интернета и ограниченности возможностей, но на этапе освоения дистанционных технологий - это хорошая возможность;
образовательные организации имеют школьные сайты, на которых также возможно размещение учебной информации и рекомендаций по её изучению;
самым главным, на мой взгляд, является то, что педагогическое сообщество приобретает новый, прогрессивный опыт работы в условиях информационного общества и компьютерных технологий.
Взгляд пессимиста:
совет – смотри выше «взгляд оптимиста» и следуй прогрессивным технологиям!
а если серьезно, то, к сожалению, для большей части учащихся и их семей, единственным средством коммуникационных технологий является телефон, наличие компьютера с оптимальными техническими характеристиками становится большой редкостью, вся жизнь сосредоточена в гаджетах, где взаимодействие ограничивается действующим тарифом мобильного оператора.
Предлагаю всем вместе начать создавать ту самую СИСТЕМУ! Ждем вашей информации о возможных вариантах реализации дистанционного обучения. Давайте вместе превратим ВЫЗОВ в необходимую РЕАЛЬНОСТЬ!
Николай Петрович был талантливым педагогом и гениальным человеком. Он всегда и во всём видел самую суть. Его уроки бесценны. А каждый мастер-класс - кладезь мудрости.
Давайте вместе посмотрим его мастер-класс "Человек с филином" и поделимся в комментариях своим мнением, той основной мыслью, которую каждый извлечёт из этого урока.