Один уважаемый мной человек рассуждает об учительском служении, обращаясь к библейской истории про маленького барабанщика и его подарке новорожденному Господу. Прекрасная притча, которая привела меня кмоей профессиональной философии, моей миссии. Но мне ближе рассказ О. Генри «Дары волхвов».
Волхвы в древнерусской традиции – служители дохристианских языческих культов, звездочёты, чародеи, предсказатели, осуществляющие богослужения и жертвоприношения, которым предписывались умения заклинать стихии, прорицать будущее. Мудрецы, сила которых в знании тайн, недоступных людям. Что же ещё делает учитель, как не дарит себя ученикам? Дарит свои знания, душевные силы, любовь, свободное время, в конце концов? И как герои О. Генри, иной раз отдаёт последнее.Дары волхвов – вот суть учительского служения.
Я - учитель начальных классов. У нас, учителей начальных классов, особая роль. Мы берем детскую руку из теплых маминых рук. Нам доверяют сопровождать ребёнка, когда он делает первые шаги на ученическом пути. И для меня важно, чтобы мои ученики никогда не сказали: «Я не хочу идти в школу!» Открытие новых знаний, приобретение первых навыков, будь то письмо, чтение, счёт, должно стать естественным продолжением детской любознательности. Это тяжёлая работа, но, как говорил цитируемый сегодня писатель «…жизнь состоит из слёз, вздохов и улыбок, причём вздохи преобладают».
Каким должен быть учитель?
Это творческий человек, умеющий превратить урок…во что? Праздник? Открытие? Тяжкий, но результативный труд? Иногда он бывает и тем, и другим, и третьим. Он может быть любым, но самое главное, он не должен быть бесполезным.
Это человек, развивающий личностные качества каждого ребёнка, нацеленный на поиск творческого начала в каждом ученике.
Это островок спокойствия, тихая гавань для ребёнка, погружённого в свой внутренний мир, это предводитель и вдохновитель, соратник и сподвижник для ребёнка – первопроходца.
Это человек, способный из массы неуспевающих детей выделить учеников, которым нужна помощь профессионалов. Не секрет, что среди современных первоклассников достаточно много детей, не просто испытывающих трудности в обучении, а имеющих логопедические проблемы, несформированность фонематического слуха, дисграфию,дислексию и т.д. Кто же протянет им руку помощи, кто покажет пути выхода из сложной ситуации,…если не мы?
Это начитанный и эрудированный человек, способный ответить на вопросы. Порой, самые неожиданные.
К сожалению, родительская общественность часто находится в оппозиции с современной школой. Как это случилось? Когда? Почему? Что можно изменить? Мы должныубедить, что в школе у ребёнка нет врагов. Школа – это не место, в котором ребёнка нужно защищать, попутно обороняясь самому. Нужно проявить такт, нечеловеческое терпение, чтобы внести свой маленький вклад в так необходимое сейчас единение родителей и школы.
Многие мои коллеги говорят, что современные дети совсем другие. Отчасти это так. Во-первых, в обществе создан и поддерживается культ ребёнка и его прав, и педагогам порой приходится устанавливать границы дозволенного у уже достаточно взрослых детей. Цитирую «…исправлять разрушения, причинённые великодушием в сочетании с любовью. А это всегда тягчайший труд, друзья мои, исполинский труд».
Во-вторых, наши дети погружены в виртуальный мир. И ценности у них весьма своеобразны. Иногда я опасаюсь задавать детям традиционный вопрос: «Кем ты хочешь стать?», боясь услышать ответ: «Блогером». Как случилось, что кумир детей теперь иногда необразованный, не читающий, не умеющий правильно говорить подросток, похваляющийся тем, что зарабатывает миллионы, ничего не создавая, не принося абсолютно никакой пользы обществу? Сегодня учитель должен проявить недюжинные силы, чтобы задать детям нужные нравственные ориентиры. Мы снова должны открыть для детей книги, хорошие книги, эти ориентиры содержащие. Дорогие коллеги, это будет величайшее достижение, если мы сумеем исправить ситуацию. Но разве мы не волхвы, то есть волшебники?
Что для меня самое дорогое в профессии учителя?
Возможность и право сказать про своих учеников – в этого человека я вложил чуточку своего таланта, капельку своей души. И в том, что он такой интересный человек, есть и моя заслуга. Я очень люблю, когда мои ученики понимают, что обучение не прекращается никогда. Я очень люблю повышать у своих учеников самооценку и уверенность в себе. Я очень люблю, когда мои ученики покидают класс с более чётким представлением о том, что в их жизни всё возможно. Я развиваю в своих учениках творческий и инновационный дух. Я не хочу, чтобы они пострадали от тех тенденций современного образования, из-за которых дети превращаются в машины для сдачи тестов и не учатся рассуждать о чём-либо достаточно серьёзном.
Почему я стала учителем?
Я не буду оригинальной, если скажу вам, что у меня была любимая учительница. Она, ……, из числа волхвов.
У меня был долгий перерыв в педагогической работе. Но я вернулась в школу, потому что я здесь нужна. Я хочу быть там, где во мне нуждаются.
Чтобы ответить на вопрос - а я хороший учитель? – спросите у себя, пришли бы дети на ваш урок, если бы их к этому не принуждали? Тянет ли к вам детей, хотят ли они разговаривать с вами, а не просто отвечать на ваши вопросы.
Применительно к учительской профессии справедлива старая поговорка: прилив поднимает все лодки. Чтобы стать настоящим учителем, требуется значительное количество времени и сил. И мы стремимся к совершенству, работаем над собой, чтобы идти в ногу со временем, со всем новым, что появляется в профессии. Нельзя измерить эффективность учителя с помощью стандартных тестов или количества неудовлетворительных оценок, полученных учениками. Её можно измерить только на протяжении поколений. Когда одного тренера спросили после закрытия сезона, считает ли он, что этот сезон был успешным для его команды, тот выждал минуту и сказал: «Задайте мне этот вопрос через 20 лет». Если кто-то отдаёт себя профессиональной страсти и предлагает личный дар в виде того, что у него получается, ценность этого не вызывает сомнений.
«Я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей…, которые самым немудрёным образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были самыми мудрейшими. Из всех, кто приносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».
Одесса Кухарева, лауреат конкурса Учитель года Алтая - 2022, учитель начальных классов
В середине ноября на базе санатория "Сосновый бор" состаялась Осенняя творческая дача педагогов Алтая "Фестиваль мастер - классов". На фестиваль приехали команды педагогов от разных школ края. Три дня фестиваля подарили дачникам отличное настроение, новых друзей, позитивный заряд на весь учебный год. Удачники увезли домой новые знания и опыт, интереные идеи и практики, а победители фестиваля увезли в родную школу еще и кубок.
А теперь обо все по порядку.
Краеой фестиваль мастер - классов начался 12 ноября в Доме союзов в г. Барнаул. Участников дачи, а также студентов АлтГПУ приветсвовали председатель Клуба "Учитель года Алтая" Елена Казанина , руководитель Алтайской краевой организации профсоюзов работников образования и науки Юрий Абдуллаев , победитель конкурса "Учитель года Алтая - 2021" Софья Киндякова, а также лауреаты конкурса "Учитель года Алтая - 2021" Кирилл Поползин и Яна Титова.
Е.А Казанина. "Встречи на даче - это новая точка роста для меня"
Благодаря ярким и интресесным мастер - классам удачники окунулись в атмосферу творчества, почуствовали себя настоящми художниками, певцами и математиками. Поговорили о новых точках роста для педагога, о мечтах и о времени. Закончилось приветствие обращением Юрия Абдуллаева к участникам дачи: "Я вижу как светятся ваши глаза. Пусть ваша работа вас радует!"
Продолжилась работа удачников уже в спрофсоюзном санатории "Сосновый бор", где в первый день команды представили свои визитки. Изюминкой вечера стал видео - сюрпиз от Ольгии Михайловны Шикуновой, которая не смогла прехать на осеннюю дачу.
На прояжении следующих двух дней участники дачи презентовали свой уникальный опыт, делились идеями и опытом по оргнизации учебны и воспитательных мероприятий. Дачником удалось побывать на мотивационных тренингах, разработать собственные алгоритмы различной деятельности, попутешествовать в музеи по импровизированной "Пушкинской карте", поиграть в глухой телефон, посмотреть театрализованные представлениия и, даже, поучаствовать во флешмобе "Движение - это жизнь". Изюминкой второго дня стало выполнение творческих проектов по различным темам, которые дачники получили утром.
Самая сложная работа по оцениванию трехдневной работы команд легло на плечи жюри, состоявшее и победителей конкурса "Учитель года Алтая" разных лет: Юрия Абдуллаева, Константина Ерофеева и Алексея Лисина.
На третий день абсолютно все участники дачи получили поощрительные призы и грамоты и дипломы за активное участие на Фестивале мастер - классов. Совместным голосование были определены команды - призеры зрительских симпатий, команды - победители в номинации "Лучший мастер - класс". Победителем Фестиваля стала команда Кытмановской школы, она и увезла кубок домой.
На самом деле среди участников дачи были только победители и не было проигравшив. Ведь как и рашьше, дача проходила под лозунгом: "Мы не оценивае,мы ценим!"
с 12 по 14 ноября на базе санатория "Сосновый бор" состоится творческая дача педагогов. В программе три насыщеных дня для поиска дохновения и новых друзей, обмена опытом и лучшими педагогическими практиками, реализации проектов и идей!!! Мы ждем все желающих показать себя и других посмотреть! Приветствуются члены семьи!
Проживание и питание 2800 рублей с человека.
ПРОГРАММА
Осенней творческой дачи педагогов Алтайского края
«Фестиваль мастер-классов»
Цель: расширение среды педагогического взаимодействия учительского сообщества Алтайского края, выявление лучших педагогических практик.
Время проведения:
12 ноября - 14 ноября 2021 года
Место проведения:
Алтайский край, Первомайский район, с. Зудилово, ул. Шукшина, 58 а санаторий «Сосновый бор»
Участники семинара:
педагогические и руководящие работники муниципальных и краевых образовательных учреждений Алтайского края, студенты педагогических учреждений Алтайского края.
Время
Мероприятие
Модераторы
12 ноября
10.30-11.00
Регистрация участников семинара
г. Барнаул, проспект Ленина 23
Дом Союзов.
Ерофеев К.В. учредитель АКОО «Учитель года Алтая»
11.00 – 13.00
Встреча со студентами АлтГПУ «Педагогический диалог от поколения к поколению» реализации программы «Миссия Победителя».
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
Приветствие участников семинара от Председателя Алтайской краевой
организации профсоюза работников народного образования и науки РФ
Юрия Геннадьевича Абдуллаева
Приветствие участников семинара от ректора АлтГПУдоктора педагогических наук профессора Ирины Рудольфовны Лазаренко
Мастер-класса победителя и лауреатов краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая 2021»
13.00 – 14.00
Отъезд в санаторий «Сосновый бор».
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
14.00
Прибытие в санаторий «Сосновый бор». Расселение. Обед.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
16.00- 17.00
Приветствие участников осенней творческой дачи «Фестиваль мастер-классов».
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая»
16.30
- 17.30
Мотивационный тренинг
Колпакова Наталья Владимировна, доцент лаборатории экономической
педагогики КАУ ДПО АИРО им.А.М. Топорова, г.Барнаул, Алтайский край
17.30 -18.00
Подготовка к открытиюфестиваля..
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
18.00-19.00
Ужин.
19.00 -21.00-
Открытие осенней творческой дачи педагогов Алтайского края «Фестиваль мастер-классов».
Первое задание: «Визитная карточка участников фестиваля».
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
23.00
Отбой.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
13 ноября
8.30
Подъем. Зарядка.
Брюхова Л.В. педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 118».
9.00-9.30
Завтрак.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
9.30-13.00
«Фестиваль мастер-классов»
Выступление команд и личное первенство (по заявкам).
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
13.00-13.10
Получение творческого задания, для разработки проекта в командах.
13.10-14. 00
Прогулка по территории санатория «Сосновый бор».
Разработка проекта.
Дружинина Л.А. учитель истории и обществознания МБОУ «Косихинская СОШ» Косихинского района.
14.00 – 14.30
Обед.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
14.50- 17.30
«Фестиваль мастер-классов»
Выступление команд и личное первенство (по заявкам).
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
17.30 – 18.30
Разработка проекта.
Дружинина Л.А. учитель истории и обществознания МБОУ «Косихинская СОШ» Косихинского района.
18.30 -19.00
Ужин
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
19.00 -20.00
Представление проекта.
Дружинина Л.А. учитель истории и обществознания МБОУ «Косихинская СОШ» Косихинского района.
20.00 -23.00
Музыкально-литературный вечер.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая»
24.00
Отбой.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая»
14 ноября
9.00
Подъем. Зарядка.
Брюхова Л.В. педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ № 118».
9.30 – 10.00
Завтрак
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
10.00-11.00
Подведение итогов «Фестиваля мастер-классов»
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
11.00-12.00
Закрытие фестиваля. Рефлексия.
Казанина Е. А. председатель АКОО «Учитель года Алтая».
23 сентября в Ростове - на - Дону стартовал федеральный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2021 года. Всего на конкурсе выступят 85 финалистов.
Алтайский край представляет победительница регионального этапа конкурса "Учитель года Алтая - 2021" Киндякова Софья Олеговна, учитель математики барнаульского лицея №3.
На первом этапе конкурса 26 и 27 сентября участниками конкурса будет представлен свой педагогичесий опыт на "Методической мастерской", а затем, 28 и 29 сентября, их ожидает следующее испытание: "Урок".
После завершения первого этапа, выберут 15 лауреатов. Они пройдут еще два испытания: "Классный час" 1 октября и "Мастер-класс" 2 октября. На торжественном закрытии второго тра будут объявлены пять призеров конкурса, которые продолжат испытания в Москве.
5 октбря лареаты встретятся с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и министром образования РФ Сергеем Сергеевичем Кравцовым.
6 октября участнки конкурса посетят Московский международный салон образования.
7 октбря конурсанты примут участие в проектной сессии для конкурсантов от Mail.ru Group.
9 октября конкурсанты обсудят актуальные вопрросы на Форуме классных руководителей.
10 октября в Государственном Кремлевском Дворце на праздничном концерте, посященному Дню учителя, будет объявлен победитель конкурса "Учитель года России" 2021 года.
Межрегиональный конкурс «Наставничество: формула успеха» организует и проводит просветительская организация «Сельский учитель» при поддержке Фонда президентских грантов.
К участию в конкурсе допускаются педагоги сельских школ и учреждений дополнительного образования Алтайского края и Республики Алтай — носители практик наставничества.
Цель конкурса — развитие движения наставничества и тиражирование лучших практик наставничества в Алтайском крае и Республике Алтай, повышение социального статуса наставника, признание его роли и места в обществе. Задача конкурса — выявить наиболее эффективные практики наставнической работы в сельских школах двух регионов, представляющих интерес с точки зрения их широкого тиражирования, представления на межрегиональном уровне и внедрения в практику работы сельских школ.
Заявка подается по одной из 10 номинаций, соответствующих направлениям программы развития системы образования Алтайского края «Энергия развития»: - «Новая школа Алтая»; - «Люби свой край»; - «Молодой педагог Алтайского края»; - «Алтайский край - поколения талантов»; - «Современный учитель Алтая»; - «Директор школы Алтая»; - «Новое качество образования Алтайского края»; - «Электронная цифровая школа»; - «Кадры нового Алтая»; - «Безопасная школа Алтая».
Заявки принимаются с 1 июля по 9 августа 2021 г. включительно.
Оценка заявок, поступивших на конкурс, проводится в несколько этапов: - с 1 июля по 9 августа — техническая экспертиза представленных материалов на соответствие формальным требованиям и допуск к участию в конкурсе; - 10 – 25 августа — рассмотрение работ членами экспертного совета и выявление авторов лучших практик наставничества, определение победителей и лауреатов конкурса; - 20 – 25 сентября — очная презентация лучших практик наставничества на площадках межрегионального Форума сельских учителей - наставников Большого Алтая (форум пройдет в Барнауле) и объявление победителей и лауреатов конкурса в каждой номинации, награждение победителей и лауреатов на площадке форума «Наставничество: формула успеха» памятными призами и дипломами.
Работы победителей также будут опубликованы в журнале «Учитель Алтая», издаваемом АИРО им. А.М. Топорова».
Дорогие пеликаны! Помогите собрать материальную помощь для нашей молодой коллеги Стопичевой Натальи Георгиевны УГА-2013,2021 в борьбе с тяжелой болезнью.Средства можно переводить на карту Наталье по номеру телефона +9609546711
С 29 июня по 2 июля на туристической базе "Иволга" состоится "Творческая дача" педагогов Алтайского края и сочувствующих! Стоимость питания, проживания, оргвзнос 4000 рублей. Оплата до 15 июня (после подачи заявки с вами свяжется ответственный). Так же ждем заявки на мастер-классы!!!! Программа " Творческой дачи" после 15 июня. Ждем ваших заявок.
Хочется многое написать и оставить это здесь на память. Но мысли путаются... И над этим нужно работать.
Во всём, что со мной произошло виновата моя подруга по совместительству коллега. Однажды уютным вечером эта мадам за чашкой кофе предложила: "А давай в конкурсе участвовать?!" С детства не люблю соревнования. Но этот конкурс был моей давней мечтой. И мечтой была не победа, а сам процесс. Поэтому долго я не думала. А вот то, что происходило дальше вообще не планировалось.
Конкурс - это маленькая жизнь. Я проживала каждый день на 100%. Бессонные ночи в подготовке... С Леной Сухановой мы познакомились на муниципальном этапе конкурса и с тех пор не расставались, мы считали, кто сегодня больше спал. Я 1 час 25 мин, Лена ровно час. Мы вместе писали сценарии мероприятий. Ленок, я честно не засыпала, просто пальцы не те буквы нажимали на ноутбуке.
Мы вместе смеялись и плакали.
Со стороны это покажется странным, но среди конкурсантов царила дружба и взаимоподдержка. Мы держали кулачки друг за друга, переживали за каждого больше чем за себя.
Три слова: "срочно нужен ватман". Воспитательное мероприятие начнётся через 5 минут. И через минуту стоит она, Света, у которой совсем скоро тоже начнётся занятие. Просто протягивает мне свой ватман со словами "Он принесёт тебе удачу!". Спасибо, моя дорогая.
Мощная поддержка чувствовалась отовсюду!! Мои родные следили за новостями дома. Весь Лицей 3 болел и ждал новостей!! Ночных разговоров с директором не все достойны. Что сделаешь, если это было единственное время для мозгового штурма.
В последний день все финалисты прочувствовали фразу, которой нас поздравила Алла Константиновна Абросимова с выходом в очный этап конкурса на установочном семинаре: "Пропала собака, окрас серый, ухо оторвано, хвост откушен на половину. Отзывается на кличку Счастливчик". Такие уставшие, но счастливые мы проходили финальные испытания. Но жюри не давало нам совсем расслабиться, Сергей Викторович Писарев нас ух как взбодрил.
Да, я победила! Но победила не в конкурсе, а в борьбе с собой! Выступать на публику так, чтобы не дрожал голос и не тряслись коленки! Говорить грамотно, чётко и уверенно, понимая, что каждое твоё слово оценивают! Провести урок так, чтобы дети не почувствовали твоего дикого волнения, а были увлечены деятельностью и личностью учителя! Всё это огромный труд! И, конечно, я не могу сказать, что всё было идеально. Есть над чем работать!
Самым важным своим достижением я считаю то, что смогла заставить себя забывать в процессе испытаний, что меня оценивают! Я наслаждалась работой с детьми, я смотрела только в их лица.
"И совсем не важно, кто на конкурсе был первым! Главное, как нас оценят дети!". Гимн конкурса "Учитель года Алтая" в моём сердце
Каждый год начало самого главного профессионального конкурса ждешь с трепетом. Может быть громко сказано «самого главного», но когда-то для меня и отряда БУшников он стал главным. Именно поэтому каждую весну пеликанья стая стремится в родные пенаты, на краевой конкурс «Учитель года Алтая». А что значит конкурс?
В гимне АКОО «Учитель года Алтая» конкурс – это праздник, это слезы и это вера во все лучшее на свете. Конкурс – это Учителя, да именно так, с большой буквы. Конкурс – это люди. Конкурс делают люди, абсолютно разные, с разными целями, стремлениями, с разными эмоциями, и каким он будем, зависит только от человека. Конкурс - это личности, яркие, стремительные и они наполняют олимп педагогического братства. Из личностей складывается история конкурса, а началась она в 1991 году.
Конкурсу 31. Прекрасный возраст расцвета, осознания и перспективы, планов, надежд. «Все движется, и ничто не остается на месте. Дважды тебе не войти в одну и ту же реку», - каждый год мы подтверждаем и опровергаем эти слова Гераклита. Мы входим снова в конкурс, но каждый год он разный. Как река со стремительными водами и водоворотами событий. Но те, кто раз вошел в эту реку, каждый год хочет окунуться в ее водах, чтобы снова поверить. Так уж устроен человек, что он должен во что-то верить, и независимо от обстоятельств мы верим в конкурс, верим в его правду, верим в людей, которые его делают, верим «во все лучшее на свете»! А иначе все не имеет смысла, не имеет смысла и наша профессия, ведь каждый день с этой верой мы идем к детям и говорим о торжестве добра!
С праздником Вас, дорогие коллеги! С праздником педагогического мастерства, вдохновения, с праздником правды и творчества!
Председатель АКОО «Учитель года Алтая» Е.А. Казанина