Вчера завершился семинар 23-й Летней Творческой дачи педагогов Алтайского края «Мы не оцениваем, мы ценим», которая проходила в Республике Алтай в Чемальском районе на туристической базе «Иволга» с 4 по 7 июля. Традиционно организатором Дачи стала Алтайская Общественная Организация «Учитель года Алтая». Целью проведения семинара является расширение среды педагогического взаимодействия учительского сообщества Алтайского Края. В этом году участниками семинара стали не только педагогические и руководящие работники муниципальных и краевых образовательных учреждений Алтайского края, но и члены АНО «Ассоциация Молодых учителей «Педагогическая инициатива» и Клуба лауреатов премии губернатора Алтайского края им. С. П. Титова. Также гостем семинара стала победительница конкурса учитель года Республики Алтай 2022 Криворучко Елена Александровна.
В рамках семинара участники Дачи повысили свой педагогический потенциал на мастер-классах, проводимых членами АКОО «Учитель года Алтая» на разные темы: «В сплетенье рук рождается энергия»- Казанина Елена, председатель АКОО «Учитель года Алтая», «Искусство любить» - Шлей Лилия, директор «Лицея №73», «Нам бы про душу не забыть» - Дейч Татьяна, учитель начальных классов МБОУ «Гальбштадская СОШ», «Мнемоника для детей и взрослых» - Дружинина Людмила, учитель истории и обществознания МБОУ «Косихинская СОШ им. А. М. Топорова», «Социальные сети и жизнь в них» - Дрозд Юлия, руководитель центра «Карьера» АлтПУ им. В. М. Шукшина. Увлекательный «Игровест» для участников семинара провели Алена Митина, к.п.н., доцент кафедры гуманитарного образования АИРО им. А. М. Топорова и Двоежанов Александр, директор ООО «Строй – вест», «Тернистый путь» - Трофимова Олеся, учитель истории и обществознания МБОУ «Сростинская СОШ им. В М. Шукшина». Гостья семинара, представитель Клуба лауреатов премии губернатора Алтайского края им. С. П. Титова, Махно Елена организовала фотокросс «Природа рядом с нами».
Как и в 2016 году на Творческой Даче состоялась передачи «Миссии победителя». Победитель конкурса «Учитель года Алтая 2021» Софья Киндякова провела мастер – класс «Учимся читать между строк», а затем, с напутственными словами и пожеланием дальнейших побед, вручила Кубок Победителя Анастасии Нестеровой, победившей в конкурс «Учитель года Алтая 2022»
Ежедневно «дачники» были вовлечены в «Мини педагогические игры», Бабинчук Натальи, директора АНО «Ассоциация Молодых учителей «Педагогическая инициатива» Колмаковой Еленой, учителем начальных классов МБОУ «ФОСШ им. М. Б. Копытова. Кроме этого, участники Дачи совершили экскурсию на гору Пикет в с. Сростки; побывали в Архиерейском подворье в г. Бийске; посетили литературный салон, посвященный 90-летию со дня рождения Р. Рождественского; участвовали в «Традиционных русских посиделках»; совершили обряды очищения на кануне дня Ивана Купалы; осуществили пешую прогулку на Камышлинский водопад и сплав по реке Катунь.
С 4 по 7 июля на базе отдыха "Иволга" пройдет 23 Летня Творческая Дача педагогов Алтайского края. На Дачу собирутся активные и творческие учителя, что бы поделиться опытом и мастерством. В програме предусотрены мастер-классы, тренинки, мини-игры, а 6 июля состоится передача «Миссии победителя» С.О. Киндяковой, учителя математики МБОУ «Лицей №3» г. Барнаула, победителя краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая 2021» А.Е. Нестеровой, учителя английского языка МБОУ «СОШ N17 г. Новоалтайска, победителя краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая 2022»
мы ждем вас на Даче!
РОГРАММА
семинара Творческая дача педагогов Алтайского края
«Мы не оцениваем, мы ценим»
Цель: расширение среды педагогического взаимодействия учительского
сообщества Алтайского края.
Время проведения:
4 июля - 7 июля 2022 года
Место проведения:
Республика Алтай, Чемальский район, туристическая база «Иволга».
Участники семинара:
педагогические и руководящие работники муниципальных и краевых образовательных учреждений Алтайского края, студенты педагогических учреждений Алтайского края.
Время
Мероприятие
Модераторы
4 июля
8.50
Регистрация участников семинара.
С.О. Киндякова
9.00
Отправление автобуса от Министерства образования Алтайского края, г. Барнаул, ул. Ползунова, 36.
С.О. Киндякова
12.00- 13.00
г. Бийск Экскурсия в Архиерейское подворье.
Ю.В. Дрозд руководитель центра «Карьера» АГГПУ им. В.М. Шукшина
14.00
Сростинские пироги. с. Сростки
Е.А. Казанина
14.00 -15.00
с. Сростки г. Пикет
Экскурсия по горе Пикет «Здесь родился В.М. Шукшин».
Е.А. Казанина
16.00
Прибытие на туристическую базу «Иволга». Расселение.
Е.А. Казанина
17.00-17.10
Приветствие участников семинара «Творческая дача». Установки семинара.
Е.А. Казанина.
17.15-18.15
Мастер-классы «Мини педагогические игры» часть первая, учитель начальных классов МБОУ «ФОСШ им. М.Б. Копытова» г. Бийск. Директор АНО «Ассоциация молодых учителей «Педагогическая инициатива».
18.15- 19.00
Мастер-класс «Традиционные русские посиделки» команда» МБОУ Кытмановская СОШ№1Кытмановского района
19.00
Ужин.
Е.А. Казанина
20.00 -21.00
Мастер-класс «Интеллектуальная биржа» команда МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина» Бийского района
21.00-23.00
Открытие семинара «Творческая дача педагогов Алтайского края «Мы не оцениваем, мы ценим».
Е.А. Казанина
24.00
Отбой.
Е.А. Казанина
5 июля
8.30 –9.00
Подъем. Зарядка
Е.А. Махно
9.00 – 9.30
Завтрак.
9.30-14.00
Мастер-классы участников творческой дачи.
Е.А. Казанина
9.30-9.55
Мастер-класс «Мнемоника для детей и взрослых» Л.А. Дружинина, учитель истории и обществознания МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М.Топорова» Косихинского района.
10.00.-10.25
Мастер-класс «Стили лидерства или наставничество. Игра «Тернистый путь» О.С. Трофимова, учитель истории и обществознания МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина»Бийского района.
10.30-10.55
Мастер-класс «Финансовая грамотность» Л.Г. Колткова, учитель географии МАОУ «СОШ № 132 им. Н.М. Малахова» г. Барнаул.
11.00 - 11.30
Фотокросс«Природа рядом с нами» Е.А. Махно,учитель биологии и географии МБОУ «Лицей №2»
11.30-12.00
Физкультминутка
12.00-14.00
Мастер-класс» А.А. Митина, к.п.н., доцент, методист кафедры гуманитарного образования АИРО им. А.М. Топорова и А.Н. Двоежанов Директор ООО «Строй-ветс» г. Барнаул.
14.00
Обед.
15.00-16.00
А.Е. Нестерова, учитель английского языка МБОУ «СОШ N17 г. Новоалтайска. Конкурсное испытания «Воспитательное событие» Всероссийского конкурса «Учитель года России 2022».
Обсуждение.
16.00-19.00
Экскурсия на Камышлинский водопад, посещения выставки кукол турбаза «Царская охота», сплав по р. Катунь (по желанию).
Е.А. Казанина
19.00
Ужин.
19.40 - 20.10
Мастер-класс «Нам бы про душу не забыть» Т.В. Дейч, учитель начальных классов МБОУ «Гальбштадтская средняя общеобразовательная школа» Немецкого района.
20.40- 21.40
Музыкально-литературный вечер посвященный 90-летию Роберта Рождественского «Не думай а секундах с высока».
Л.А. Дружинина
Е.А. Казанина
22.00-23.00
Как здоров, что все мы здесь сегодня собрались.
23.00
Отбой
6 июля
8.30- 9.00
Подъем. Зарядка.
А.А. Гречаная
9.00-9.30
Завтрак.
10.00-11.00
Мастер-классы участников творческой дачи.
Казанина Е.А.
10.00-10.25
«Социальные сети и жизнь в них» Ю.В. Дрозд, руководитель центра «Карьера» АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийск.
10.30-10.55
Мастер-класс «Искусство любить» Л. В. Шлей, директор МБОУ «Лицей № 73» г. Барнаул.
11.00-11.30
Мастер-класс от председателя Алтайской краевой организации профсоюзов работников образования и науки РФ Ю.Г. Абдулаева.
11.35-11.55
«В сплетенье рук рождается энергия» деятельность АКОО «Учитель года Алтая» Е.А. Казанина. Председатель АКОО «Учитель года Алтая», директор МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина» Бийского района.
12.00-13.00
Передача «Миссии победителя».
С.О. Киндякова, учитель математики МБОУ «Лицей №3» г. Барнаула. Победитель краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая 2021».
А.Е. Нестерова, учитель английского языка МБОУ «СОШ N17 г. Новоалтайска. Победитель краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая 2022»
13.10 -14.00
Круглый стол с представителями Министерства образования и науки Алтайского края, руководителями общественных организаций, учредителями конкурса «Учитель года Алтая».
14.00 -15.00
Обед.
15.00 – 16.00
Мастер-класс «Мини педагогические игры», часть вторая учитель начальных классов МБОУ «ФОСШ им. М.Б. Копытова» г. Бийск.Директор АНО «Ассоциация молодых учителей «Педагогическая инициатива».
16.00 -18.00
Поход. Экскурсия. Подготовка к вечернему мероприятию «Иван Купала». Свободное время.
18.00-19.00
А.Е. Нестерова, учитель английского языка МБОУ «СОШ N17 г. Новоалтайска. Конкурсное испытания «Учебное занятие» Всероссийского конкурса «Учитель года России 2022».
Обсуждение.
19.00 -19.30
Ужин.
20.00 – 22.00
Праздничная программа «Иван Купала».
Фролов Ю.Н. заведующий мультимедиа - лаборатории кафедры математики информатики АГГПУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск.
Алтайская краевая общественная организация участников конкурса «Учитель года Алтая» с 20 июня по 26 июня 2022 года, на площадке Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» филиал детский оздоровительный лагерь «Лесной город» (с.Лесное, Бийский район) проводила X краевую профильную смену «Летняя Детская Творческая Дача 2022». С 2012 года по 2021 год было проведено девять смен, в которых приняло участие 742 ребенка и 74 педагога со всего Алтайского края. В этом году в краевой профильной смене «Летняя Детская Творческая Дача 2022» приняли участие 100 детей и 10 педагогов. География участников представлена: г. Барнаул, г. Бийск, г. Новоалтайск, Бийский район, Косихинский район, Кытмановский район, Калманский район. В Х «Летней Детской Творческой Даче 2022» приняло участие 103 ребенка и 10 педагогов.
За предыдущие девять лет тематика смен никогда не повторялась, и в этот год не стал исключением. Главной темой нынешней дачистала финансовая грамотность «Бизнес уик-энд». Цель дачи прокачать свои финансовые привычки, развить идеи длясобственного бизнеса и, конечно, научится рационально распределять свои финансовые возможности. Руководитель проекта «Бизнес уик-энд» Людмила Дружинина.
Каждый день в первой половине дня дети осваивали финансовую грамотность по различным направлениям «Бюджет. Расходы и доходы», «Финансовые цели и риски», «Кредит», «Финансовое мошенничество», «Предпринимательство». Дети организовали собственные фирмы, составили бизнес-план, вели учет расходов и доходов, рекламировали свои товары и услуги, привлекая покупателей. Кроме того на даче работала «Биржа труда», где можно было получить вакантную должность. Самыми популярными игровыми профессиями стали: инспектор налоговой службы, инспектор санэпидемстанции, уборщики, рекламные агенты, медсестры, блюстители порядка и т.д. За работу дети получали заработную плату местной валютой номиналом 1,5 и 10 «Удач».
Каждый день детей ждали новые приключения, которые готовила каждая приехавшая делегация: квесты, шоу, битвы хоров, форт-боярд, спортивные батлы, олимпиады, радиальный выход в с. Лесное, ярмарки и аукционы, акции, посвященные миру и культуреи многое другое. Организаторы дачи, также ежедневно проводили для детей Школы Мастерства: «КВН» Елена Казанина, Вероника Иванова, «Психология на каждый день» Ирина Савилова, «Хореография» Елена Фокина, «Карта желаний» Лукина Ольга, «Граттаж» Елена Колмакова, «Мой Ангел-хранитель» Наталья Фролова, «Школа Рационального потребителя» Алексей Попов и «Рекламное Агенство» Людмила Дружинина.
Особенностью Летней детской Творческой дачи является отсутствие вожатых. Каждая делегация заранее готовятся к Даче тематический день. Таким образом Дачу дети делают сами!
В 21 июня делегациями из г. Бийска и с. Кытманово был проведен день рождения Дачи. Елена Колмакова, учитель ИЗО Фоминской школы и Наталья Фролова, учитель математики «Кытмановская СОШ» вместе с детьми увлекли всех удачников в историю традиций, сложившихся на даче и провели гала-концерт честь Х–летия Дачи. Официальной датой появления Дачи считается 22 июня 2012 года, идея рождения даче принадлежит Елене Жилинской, тогда заместителю директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ 118».
Делегацию из с. Сросток возглавили Елена Казанина, председатель АКОО «Учитель года Алтая» и Вероника Иванова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Сростинская СОШ им. В. М. Шукшина». Дети со своимиподготовили сценарий на 22 июня под названием «Один день в армии». Этот день совпал с памятной датой в истории нашей страны, и наши дети поучаствовали в акции «Свеча памяти», проснувшись для этого рано утром, 4 часа. В 10.00 в селе Лесном дачников ждали у мемориала Славы почтить память тем, кто защищал нашу Родину минутой молчания и возложением цветов. В это день на Дачу приезжали гости из военно--спортивного клуба «Пограничник» с. Целинное и ЮНАРМЕЙСКИЙ отряд «Сокол»с. Сросток. Ими были показаны мастер-классы по самообороне и сборке автоматов. Завершился день «Битвой хоров» песнями военных лет.
Следом, 23 июня на Даче был объявлен «Днем Мира и Культуры», под руководством учащихся 122 лицея и их учителями русского языка и литературы Ирина Савиловой и Елена Фокиной. После занятий финансовой грамотностью дети побывали на увлекательном квесте, посвященному различным видам искусства, сняли видеофильмы, нарисовали плакаты, поддержав всемирную акцию «Вместе мы строим мир», а вечером побывали на фестивале искусств.
На пятый день школьники из с. Новороманово и 118 школы г. Барнаула устроили для дачников «Калейдоскоп приключений». Участники дачи были поделены на 10 команд и совершили невероятное приключение по основам телевизионной передачи «Форт-борд». После обеда каждый мог бросить вызов организаторам или другим дачникам в любых спортивных состязаниях. Состязания прошли по волейболу и баскетболу, шашкам и шахматам, собиранию паззлов и конструкторов, подтягиванию и отжиманию, бегу и приседанию и, даже, пусканию мыльных пузырей. Этот день был рекордным для многих любителей следить за шагомером, дети были удивлены, увидев на часах 36 000 шагов всего за один день! Помогали детям организовать этот день Алексей Попов, учитель математики Новоромановской школы, Ольга Лукина, учитель истории и обществознания школы №118 г. Барнаула. Сами организаторы подготовили для дачников танец на вечернем монстр-шоу.
25 июня, после финансовой игротеки, удачники отправились на фин-квест, где дети закрепили новые знания из мирафинансов. Яркими событиями дня стали «Ярмарка мастерства» и аукцион. В этот день работали фирмы и предприятия, созданные дачниками. Велась бурная торговля товарами и услугами. Не обошлось без «сюрприза» от организаторов этого дня – делегации Косихинской средней школы имени А.М. Топорова и Людмилы Дружининой, учителя истории и обществознания. Неожиданностью для дачников на ярмарке стало появление фальшивой валюты, которую было очень сложно отличить от «настоящей». После ярмарки, все заработанные «Удачи» дети потратили на аукционе. Самым дорогим лотом стал чупа-чупс. Он ушел с молотка за 320 «Удач».
А вечером закрытие смены. Финал. Объятия и обещания снова встретиться. Грусть от предстоящей разлуки и надежды на новый сезон. Именно в этот день, благодаря организаторам, на «Летней Детской Творческой Даче» появилась песня.
13 мая 2021 года в с. Сростки состолись Х детские Шукшинские чтения "...важно прорваться в будущую Россию" при содействии АКОО "Учитель года Алтая".
Члены клуба на протжении всех лет проведения чтений входт в состав жюри и проводят мастер - классы для учителей края.
Ирина Рехтина. учитель биологии, химии и географии МБОУ "Солоновская СОШ, финалист краевого этапа конкурса "Учитель года Алтая 2019" представила мастер - класс по теме "Тайменеджинг", дала рекомендации о рациональном использовани времени и улевкла педагогов края в интересный челендж по формированию новых привычек "Адская неделя".
"А есть ли на свете счастье? Чтобы быть счастливым нужно стать частью чего-то... " К такому выводу пришли участники на мастер- классе Татьны Вершининой. учителя русского языка и литературы МБОУ "Лицей №73" г. Бараула, победителя краевого этапа конкурса "Учитель года Алтая 2016". педагоги были увлечены в мир поэзии о счастье, искали его формулу и интерпретировали значение слово "Счастье" с разных иностранных источников. "Человек содан для счастья, как птица дл полета" - словами М. Горького завершила свой мастер - класс Татьна Вершинна.
Учитель началных классов МКОУ "Мирная СОШ" Зонального района, победитель краевого этапа конурса "Учитель года Аллтая" номинации "Педагогический дебют 2016" Алла Швецова провела представила опыт проведения ученических дебатов "В споре родается истина". В мастер - классе участвовали фокус-группы из участникой чтений, которые смогли окунутья в роцесс аргументировани и оп2роверени своих поиций в споре.
О "Финансовых пятимнутках или особенностях реализции ФГОС третьего поколения" говорила Дружинина Людмила, учитель истории и обществознания МБОУ "Косихинская СОШ им. А. М. Топорова", финалист краевого этапа конкурса "Учитель года Алтая 2021". Вместе с ней педагоги смогли разработать различные способы включения элементов фиинансовой грамотности на уроках алгебры, географии, литературы, физкультуры, русского языка и алгебры по наработанным ею тенхикам.
"Новостями для всех " поделилась Резвых Марина, финалист краевого этапа конкурса "Учитель года Алтая 2012". С ее помощю педагоги начились понимать новостную информацию и почуствовали себ журналистами, пишушие статьи для газет и журналов.
Интнресным способом повышения квалификации в участии детских чтений отметила для себя Наталья Лунина, финалист краевого этапа конкурса "Учитель года Алтая 2022". Она стала членом жюри одной из номнации и получила бесценный опыт для подготовки своих учеников к следующим детским Шукшинским чтениям. А они обязательно будут... уже в будущей Росии...
АКОО "Учитель года Алтая" поздравляет своих соотечественников
с Днём Победы!
Пусть этот праздник всегда вызывает гордость за наших Героев, за нашу Родину, пусть эта великая Победа навсегда останется в нашем сердце и нашей памяти, а также в сердцах наших близких. Желаем всем добра и мира, счастья и здоровья, достатка и многих побед на жизненном пути.
Что же такое миссия? Миссия – это цель, роль, дело или функция. Иными словами, личностный смысл. Какова моя миссия? Думаю, что найти универсальный ответ на этот вопрос будет трудно, потому что я совмещаю в себе несколько ролей. Я-личность прежде всего требует творческой самореализации, я-мама всем сердцем желает счастья ребенку, а к чему я стремлюсь я-учитель?
Когда слышишь слова «миссия учителя», то перед глазами появляется фильм, в каждом кадре которого видно, как менялась роль учителя с течением времени. Хранитель знаний, занимавшийся поиском и прямой передачей информации своим ученикам, уступил место Просветителю, целью жизни которого было построение идеального общества. Но разве возможно такое общество, если не учтены интересы человека? В кадре нашего фильма появился Учитель-гуманист, заинтересовавшийся миром человека. Однако прекрасные гуманистические идеи нужно было сочетать с научно-техническим прогрессом. Двадцатый век сурово требовал от учителя увеличить количество учеников, сократить время их подготовки. Как назвать этого учителя? Для меня это Советский учитель. Учитель, подаривший человечеству Космос.
Но кинолента сменяется цифровой картинкой, а в главной роли уже учитель современный. Кто и что требует от него? От меня самой?
Кто может ожидать и требовать? Неравнодушный! Заинтересованы в учителе все участники образовательного процесса: это и мой работодатель, и родители, и дети, и мои коллеги, и я сама.
Каковы требования моего работодателя? В самом широком смысле – что ждет от учителя государство? В первую очередь, соблюдения правовых, нравственных и этических норм, а также требований профессиональной этики. Федеральный государственный образовательный стандарт продолжает писать сценарий нашего фильма. Учитель должен владеть разнообразными формами и методами обучения, применять современные технологии. Не следует забывать о том, что для Российской Федерации важны все её маленькие граждане. Именно поэтому современный учитель должен использовать специальные подходы к отдельным категориям детей. Что кроется за суровыми словами «категория обучающихся»? Это одаренные ученики, которые стремятся узнать как можно больше и им нужен учитель как проводник, это те дети, которые были в трудной жизненной ситуации и теперь вынуждены самостоятельно изучать школьную программу. Это ребята с ограниченными возможностями здоровья, для работы с которыми требуются особые методики. Наконец, это те учащиеся, для которых русский язык неродной, но будущее их будет связано с Россией. Все школьники имеют право получить качественное образование. И работодатель видит миссию учителя в том, чтобы это право было предоставлено всем.
Посмотрим наш фильм глазами оператора. Какие качества учителя особенно важны для родителей? Доверяя учителю своих детей, мамы и папы ждут особого внимания к дочерям и сыновьям. Учитель должен быть хорошим психологом, наблюдательным и чутким другом, способным иногда простить ребенку первые ошибки и небольшие шалости. Учитель – это человек, который может просто и интересно объяснять сложные вещи. Миссия учителя – показать маленькому ребенку тропинку в мир знаний, научить его эффективно пользоваться доступными ему подсказками и приметами. По результатам проведенного мной анкетирования, родители, хоть и не сознаются, но в глубине души ждут, что учитель будет любить их ребенка, увидит в нем какие-то новые, неведомые родителям, достоинства и способности.
Властно и громко говорит о своих чаяниях и актерская труппа. Учитель не будет учителем, если рядом нет учеников. Чего ждут они? Те, кто рядом каждый день? В первую очередь, они хотят, чтобы учитель был с ними «на одной волне». Чтобы учитель вместе с ними изобретал новые методы и формы. Мыслить и делать по-новому. Здесь и сейчас. Учитель должен не просто владеть знаниями, но и творчески их использовать. Наверное, ребята бы очень удивились, но их требования можно выразить немного старомодным, но верным словосочетанием «педагогическое сотворчество».
Наш фильм не был бы настоящим, если бы у учителя не было друзей и единомышленников. Какие качества ценят учителя в своих коллегах? Конечно же профессионализм! Учитель – это практикующий ученый, способный оказать не только предметную, но и методическую помощь. Как важно для учителя иметь возможность посоветоваться с другим, не испытывая неловкости и смущения! Умение прийти на помощь, выручить или поддержать в сложную минуту – одно из самых золотых качеств учителей. Миссия учителя – быть соратником.
Вот и пришло время крупного плана. Я считаю, что миссия учителя сегодня – уравновесить требования всех участников образовательного процесса и не потерять при этом своей неповторимости. Закон без любви суров, любовь без закона слепа. Современность без традиций наивна, проверенное без нового – скучно. Сложно ли все это совместить? Да. Именно поэтому у учителя должно быть время на себя и понимание, зачем он здесь. Учителю необходимо время на занятие тем, что ему нравится, что его вдохновляет, что дает ему силы и эмоции двигаться дальше, не выгорая. Ведь только увлеченный человек может увлекать за собой остальных. Тогда учитель сможет сохранить себя, не раствориться в море противоречивых требований. Конечно, это непросто, но будущее принадлежит тому, кто верит в успех.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания». А. Дистервег Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе.
Многие считают, что учитель - это тот, кто учит. Но ведь это совсем не так:это дети нас учат. Как бы я смогпонять, куда мне двигаться дальше, чемуучиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меняполучается, а что нужно изменить.
Критерием успешного урока для меня является желание детей продолжить общение с учителем после звонка с урока, поделиться своими переживаниями. Научиться дружить с детьми, когда сам давно не ребенок принимать близко к сердцу детские радости и горести, все это достаточно просто: нужно постараться не забыть, что и сам был ребёнком.
Счастливый человек – это успешный человек, для которого взяться за новое дело является жизненно важной потребностью. Именно для этого мы стараемся создать ситуацию успеха на уроке. Ребенок растет над собой, примеряет на себя новые роли. Поиск новых приемов создания ситуации успеха перестает для учителя быть проблемой если он не забыл себя ребенком, и уже ученики создают ситуацию успеха для своего учителя.
Нам часто приходится быть строгими сдетьми, даже тогда, когда строгим быть не хочется. В такие моментыкажется, что утрачена взаимная любовь между учителем и учеником, но мыобязаны заново возродить её.
Как это сделать? Быть на своём уроке творцом, в простые формы работы на уроке заключить важный смысл понятный ученикам.Во всем должна проявляться увлеченность, любовь к предмету, к детям. Это притягивает детей. Чтобы стать таким, нужно учиться. Нужно, чтобы учитель был современен, чтобы он был интересен своим ученикам, чтобы он не остался вчерашним учителем завтрашней школы! В современном мире нельзя делать передышки. Такой темп работы очень труден, но он несет меня в ногу со временем. И надо быть очень способным учеником, чтобы учиться у времени, в котором живем.
Учитель — проводник детей в мир взрослых. Сам он — слепок общества, в котором живет. Между тем понимая свое призвание, получая удовольствие несравнимое ни с чем от общения с детьми, учитель вполне может быть собой, противостоять внешним обстоятельствам и рутине, кропотливо делать свою работу и быть счастливым в том созданном им собственном мире.
Иван Бахарев, лауреат конкурса "Учтель года Алта - 2022", учитель физчесой культуры,
Мы с вами живем в замечательное время. В такое время, когда действительность обгоняет мечты, а мечты становятся действительностью. Но по-прежнему неизменным остается следующее:
Без учителя - нет космонавта, Инженера, поэта, врача.
Так каким же должен быть современный учитель и какова его миссия?
В словаре С.И. Ожегова мы читаем: Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь. А учить – значит передавать кому-нибудь какие-то знания, навыки.
Согласно этому толкованию, учить, то есть передавать какие-то знания и навыки могут все: строители, военные, старшие братья и сестры, ребята с родного двора, блогеры, стримеры и многие другие.И многие дети уверены, что игра из Интернета может научить их большему, нежели школа.
Но чем же отличается учитель? В чем его особенность? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к суждениям выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского. Он напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным. В качестве примера К.Д. Ушинский приводит Чичикова (небезызвестного героя поэмы Н. В. Гоголя): «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, …я совершенно убеждён, что, будь Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»…
То есть, не обучение, а воспитание – важнейшая задача, которая ставится перед учителем. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности.
И опять обратимся к словарю С.И. Ожегова. По Ожегову, воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Действительно, ребенок воспитывается в среде, которая его окружает. К сожалению, часто случается, что обстановка в семье не самая благоприятная. Некоторые родители, по разным причинам, уделяют недостаточное внимание своему ребенку, который нуждается в общении, хочет, чтобы его выслушали, нуждается в помощи. Раньше, ребенок мог восполнить недостаток общения и воспитания через книги, но с появлением Интернета количество читающих детей резко сократилось: сегодня читать стало немодным. Появилось виртуальное общение, которое далеко не всегда благоприятновлияет на ребенка. Ведь разобраться в том,где правда, а где ложь, у кого благие намерения, а у кого корыстные – становиться очень сложно. А те самые игры, которыми увлечены наши школьники, приносят только зло, калечат детские умы.
В связи с этим, важная роль в процессе воспитания личности ребенка отводится учителю. Ведь дети проводят в школе от трех до семи (бывает и больше) часов в день. А если умножить на количество дней, проведенных ребенком в школе за школьные годы, то получится немалая часть жизни. Учитель за это время должен найти ключ к каждому ученику, а бывает, что за день он общается более чем с сотней учеников. Поэтому времени, чтобы найти подход к каждому ученику, понять и проникнуться к нему может и не хватить.Проникнуться к ученику, воспитать в нем гуманные качества, помогают, на мой взгляд, доброта, любовь и искренность. Этих качеств так не хватает в современном мире! Их не хватает и в некоторых семьях.
Миссия учителя, как мне кажется, состоит в том, чтобы на протяжении всей жизни, дарить добро, любовь и искренность детям через все совместные с детьми мероприятия: урок, классный час, беседа, поход или поездка, внеклассное мероприятие и многое другое.
Расскажу историю об одном из моих учеников. После 9 класса он решил продолжить обучение в школе, хотя с трудом сдал экзамены по основным предметам. Обучаясь в 10 -11 классах, парень очень сильно переживал за предстоящие экзамены и не раз думал о том, чтобы уйти из школы. Он рассказал о своих переживаниях. Я ответил тогда, что верю в его силы и всегда поддержу. Конечно, при этом нужно усиленно заниматься, и тогда все получится. Он использовал любую возможность, подходил с вопросами до уроков и между ними. Причем вопросы задавал не только по предмету, но и обращался за советами в других областях. После сдачи экзамена, первым из класса сообщил по телефону о своем успехе. Он написал: «Спасибо, Алексей Алексеевич! Я сдал экзамен на «4». Это ваша заслуга!»Я же ответил: «Это не моя заслуга. Твое трудолюбие помогло добиться такого результата!». В этот момент я почувствовал возвышенное чувство. Чувство человечности и благодарности. Моя миссия отчасти выполнена. И я буду радоваться всегда, когда ученики будут благодарить не только за полученные знания, но и за то, что я помог им стать в первую очередь людьми.
Жизнь стремительно идет вперед! Завтра новый день, борьба за воспитание ученика. Иногда бывает нелегко, но трудности закаляют! И тогда начинаешь по-настоящему ценить жизнь, как герой Николая Островского Павел Корчагин:«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». От себя добавлю: борьбе за воспитание ученика, за веру в него. Учитель и отличается от строителей, военных, старших братьев и сестер, ребят с родного двора, блогеров, стримеров тем, что верит в своих учеников.
… И, пожалуй, Верить так не умеет никто.
Алесей Попов, лауреат конкурса "Учитель года Алтая - 2022", учитель математики,
«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие
от всех бедствий человечества»
Николай Михайлович Карамзин
Просвещение — это процесс, протекающий во времени — одна из форм эволюции. Цель нашей жизни — эволюция индивидуального сознания, состоящая в развитии истинно человеческих качеств, отличающих нас от животных. Но эта цель была забыта в погоне за всевозможными чувственными удовольствиями и благами.
Профессию учителя иногда называют вечной, но это не значит, что она неизменна, она эволюционирует, т.е. развивается вместе с обществом. Менялось общество-менялась роль и отношение к учительству.
Отношение к учителям в Античном мире было неоднозначным: если в тех, кто обучал детей основам грамоты, видели лишь ремесленников, то многие преподаватели ораторского искусства, философии и права пользовались широкой известностью и почётом.
В времена Средневековья в деле просвещения значительную роль играла Церковь. Школьного наставника воспринимали не только как транслятора знаний, но и как человека, способного направить ученика на путь добродетели. На Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», – гласит русская пословица. Лучшие учителя вели обучение не на принуждении, а на стремлении заинтересовать детей изучаемыми предметами с учётом индивидуальных особенностей учеников.
В послереволюционное время наблюдается развитие в системе образования. Несмотря на значительную идеологизацию образования, в школе находилось место живому общению и воспитанию подлинной человечности. Не жалея времени и сил, учителя передавали новым поколениям советских граждан не только необходимые знания, но и нравственные ценности – трудолюбие, взаимовыручку, умение сопереживать, ценить прекрасное.
Роль учителя в современном мире является частым предметом дискуссий. Кто он – «навигатор в мире информации», «эффективный менеджер» или человек, осуществляющий ответственную миссию по сохранению национальной идентичности, обеспечивающий преемственность поколений?
Самый важный вопрос для меня: кто я? В чем моя роль, в чем моя миссия,как учителя?
Выбрав профессию учителя, я начала взращивать свое педагогическое древо эволюции, и вместе со мной эволюционирует и мировоззрение моих учеников.
Первая эволюционная ветвь - Функциональная грамотность - ежедневное познание предмета, постоянный поиск новых фактов, подтверждение теорий и практик, повышения уровня предметного знания. Формирование мотивации ученика к обучению через пользу и удовольствие. Я должна владеть собственным предметом на таком высоком уровне, чтобы не иметь дополнительных сложностей при проектировании учебных ситуаций, при поиске ответов на вопрос (для себя и для школьников) о том, зачем изучается та или иная тема. Я должна активно мотивировать школьников к изучению предмета, формировать и поддерживать высокий познавательный интерес к обучению.
Вторая эволюционная ветвь - Развитие методической грамотности, сочетающую в себе классические и современные теории преподавания. Мы становимся свидетелями перехода от «знание — сила» к современному «знание — средство».
Третья эволюционная ветвь - Профессиональное развитие меня, как УЧИТЕЛЯ .
На своих уроках я делаю акцент на изучении биологии с использованием своего внутреннего биологического ресурса, практического опыта, читательской грамотности.
Эволюционирует и интеллектуальная активность школьников: происходит переход от тренировки памяти (запоминания и выкладок учебников) к продуктивным интеллектуальным операциям, включающим анализ, синтез, сравнение, сериацию и т. д., что приводит активизации нейронных процессов головного мозга, что способствует открытию его биологических способностей. Если вчера эта деятельность работала на запоминание-воспроизведение, то сегодня она нацелена на осмысление и понимание.
Осуществление этого перехода невозможно без реализации двух важных предпосылок: моих личностных установок (понимание значимости образования для развития личности, операционализация концепции множественного интеллекта, понимание широты возможностей при достижении инвариантного образовательного результата) и новых предметных методик.
Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Эволюция - прогрессивное развитие. Сегодня мало просто читать, учиться. Сегодня учитель должен экспериментировать, творить, использовать лучшие практики для достижения целей образования.
Всем известна картина "Филогенетический ряд человека" ее можно сравнить с развитием Учителя. Если учитель перестанет развиваться , то он станет совершенно не интересным для своих учеников, что приведет к профессиональному выгоранию.
Таким образом, сейчас я нахожусь в самом начале своего профессионального развития и мое древо имеет еще не так много ветвей, но в процессе профессионального роста это дерево разрастется до кроны Великого баньяна.
И хотя в процессе эволюции от обезьяны к человеку, человек потерял две хромосомы. И это оказалось не таким страшным, а наоборот началом чего-то нового и удивительного, главное в процессе эволюционного совершенствования человека, не растерять то, что составляет истинные ценности: доброту, любовь, заботу о близких, жажду получения новых знаний, стремление преодолевать трудности, все то,чему мы должны научить каждого своего ученика!