"...будущее принадлежит тому, кто верит в успех" Печать
Людмила Анатольевна Дружинина
Автор: Л.А.   
04.05.2022 22:38

Что же такое миссия? Миссия – это цель, роль, дело или функция. Иными словами, личностный смысл. Какова моя миссия? Думаю, что найти универсальный ответ на этот вопрос будет трудно, потому что я совмещаю в себе несколько ролей. Я-личность прежде всего требует творческой самореализации, я-мама всем сердцем желает счастья ребенку, а к чему я стремлюсь я-учитель?

 

 Когда слышишь слова «миссия учителя», то перед глазами появляется фильм, в каждом кадре которого видно, как менялась роль учителя с течением времени. Хранитель знаний, занимавшийся поиском и прямой передачей информации своим ученикам, уступил место Просветителю, целью жизни которого было построение идеального общества. Но разве возможно такое общество, если не учтены интересы человека? В кадре нашего фильма появился Учитель-гуманист, заинтересовавшийся миром человека. Однако прекрасные гуманистические идеи нужно было сочетать с научно-техническим прогрессом. Двадцатый век сурово требовал от учителя увеличить количество учеников, сократить время их подготовки. Как назвать этого учителя? Для меня это Советский учитель. Учитель, подаривший человечеству Космос.

Но кинолента сменяется цифровой картинкой, а в главной роли уже учитель современный. Кто и что требует от него? От меня самой?

Кто может ожидать и требовать? Неравнодушный! Заинтересованы в учителе все участники образовательного процесса: это и мой работодатель, и родители, и дети, и мои коллеги, и я сама.

 

 Каковы требования моего работодателя? В самом широком смысле – что ждет от учителя государство? В первую очередь, соблюдения правовых, нравственных и этических норм, а также требований профессиональной этики. Федеральный государственный образовательный стандарт продолжает писать сценарий нашего фильма. Учитель должен владеть разнообразными формами и методами обучения, применять современные технологии. Не следует забывать о том, что для Российской Федерации важны все её маленькие граждане. Именно поэтому современный учитель должен использовать специальные подходы к отдельным категориям детей. Что кроется за суровыми словами «категория обучающихся»? Это одаренные ученики, которые стремятся узнать как можно больше  и им нужен учитель как проводник, это те дети, которые были в трудной жизненной ситуации и теперь вынуждены самостоятельно изучать школьную программу. Это ребята с ограниченными возможностями здоровья, для работы с которыми требуются особые методики. Наконец, это те учащиеся, для которых русский язык неродной, но будущее их будет связано с Россией. Все школьники имеют право получить качественное образование. И работодатель видит миссию учителя в том, чтобы это право было предоставлено всем.

Посмотрим наш фильм глазами оператора. Какие качества учителя особенно важны для родителей? Доверяя учителю своих детей, мамы и папы ждут особого внимания к дочерям и сыновьям. Учитель должен быть хорошим психологом, наблюдательным и чутким другом, способным иногда простить ребенку первые ошибки и небольшие шалости. Учитель – это человек, который может просто и интересно объяснять сложные вещи. Миссия учителя – показать маленькому ребенку тропинку в мир знаний, научить его эффективно пользоваться доступными ему подсказками и приметами. По результатам проведенного мной анкетирования, родители, хоть и не сознаются, но в глубине души ждут, что учитель будет любить их ребенка, увидит в нем какие-то новые, неведомые родителям, достоинства и способности.

 Властно и громко говорит о своих чаяниях и актерская труппа. Учитель не будет учителем, если рядом нет учеников. Чего ждут они? Те, кто рядом каждый день? В первую очередь, они хотят, чтобы учитель был с ними «на одной волне». Чтобы учитель вместе с ними изобретал новые методы и формы. Мыслить и делать по-новому. Здесь и сейчас. Учитель должен не просто владеть знаниями, но и творчески их использовать. Наверное, ребята бы очень удивились, но их требования можно выразить немного старомодным, но верным словосочетанием «педагогическое сотворчество».

 Наш фильм не был бы настоящим, если бы у учителя не было друзей и единомышленников. Какие качества ценят учителя в своих коллегах? Конечно же профессионализм! Учитель – это практикующий ученый, способный оказать не только предметную, но и методическую помощь. Как важно для учителя иметь возможность посоветоваться с другим, не испытывая неловкости и смущения! Умение прийти на помощь, выручить или поддержать в сложную минуту – одно из самых золотых качеств учителей. Миссия учителя – быть соратником.

 Вот и пришло время крупного плана. Я считаю, что миссия учителя сегодня – уравновесить требования всех участников образовательного процесса и не потерять при этом своей неповторимости. Закон без любви суров, любовь без закона слепа. Современность без традиций наивна, проверенное без нового – скучно. Сложно ли все это совместить? Да. Именно поэтому у учителя должно быть время на себя и понимание, зачем он здесь. Учителю необходимо время на занятие тем, что ему нравится, что его вдохновляет, что дает ему силы и эмоции двигаться дальше, не выгорая. Ведь только увлеченный человек может увлекать за собой остальных. Тогда учитель сможет сохранить себя, не раствориться в море противоречивых требований. Конечно, это непросто, но будущее принадлежит тому, кто верит в успех.

Наталья Чусова, лауреат конкурса

"Учитель года Алта - 2022",

учитель истории и обществознания, г. Бийск