"Верить так не умеет никто" Печать
Людмила Анатольевна Дружинина
Автор: Л.А.   
04.05.2022 22:14

«Миссия учителя»

Коллеги!

Мы с вами живем в замечательное время. В такое время, когда действительность обгоняет мечты, а мечты становятся действительностью. Но по-прежнему неизменным остается следующее:

Без учителя - нет космонавта, 
Инженера, поэта, врача.

Так каким же должен быть современный учитель и какова его миссия?

В словаре С.И. Ожегова мы читаем:  Учитель  - лицо, которое обучает чему-нибудь. А учить – значит передавать кому-нибудь какие-то знания, навыки.

Согласно этому толкованию, учить, то есть передавать какие-то знания и навыки могут все: строители, военные, старшие братья и сестры, ребята с родного двора, блогеры, стримеры и многие другие.И многие дети уверены, что игра из Интернета может научить их большему, нежели школа.

Но чем же отличается учитель? В чем его особенность? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к суждениям выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского. Он напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным. В качестве примера К.Д. Ушинский приводит Чичикова (небезызвестного героя поэмы Н. В. Гоголя): «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, …я  совершенно убеждён, что, будь Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»…

То есть, не обучение, а воспитание – важнейшая задача, которая ставится перед учителем. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности.

И опять обратимся к  словарю С.И. Ожегова.  По Ожегову, воспитание – навыки поведения, привитые школой, семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Действительно, ребенок воспитывается в среде, которая его окружает. К сожалению, часто случается, что обстановка в семье не самая благоприятная. Некоторые родители, по разным причинам, уделяют недостаточное внимание своему ребенку, который нуждается в общении, хочет, чтобы его выслушали, нуждается в помощи. Раньше, ребенок мог восполнить недостаток общения и воспитания через книги, но с появлением Интернета количество читающих детей резко сократилось: сегодня читать стало немодным. Появилось виртуальное общение, которое далеко не всегда благоприятновлияет на ребенка. Ведь разобраться в том,где правда, а где ложь, у кого благие намерения, а у кого корыстные – становиться очень сложно. А те самые игры, которыми увлечены наши школьники, приносят только зло, калечат детские умы.

В связи с этим, важная роль в процессе воспитания личности ребенка отводится учителю. Ведь дети проводят в школе от трех до семи (бывает и больше) часов в день. А если умножить на количество дней, проведенных ребенком в школе за школьные годы, то получится немалая часть жизни. Учитель за это время должен найти ключ к каждому ученику, а бывает, что за день он общается более чем с сотней учеников. Поэтому времени, чтобы найти подход к каждому ученику, понять и проникнуться к нему может и не хватить.Проникнуться к ученику, воспитать в нем гуманные качества, помогают, на мой взгляд, доброта, любовь и искренность. Этих качеств так не хватает в современном мире! Их не хватает и в некоторых семьях.

Миссия учителя, как мне кажется, состоит в том, чтобы на протяжении всей жизни, дарить добро, любовь и искренность детям через все совместные с детьми мероприятия: урок, классный час, беседа, поход или поездка, внеклассное мероприятие и многое другое.

Расскажу историю об одном из моих учеников. После 9 класса он решил продолжить обучение в школе, хотя с трудом сдал экзамены по основным предметам. Обучаясь в 10 -11 классах, парень очень сильно переживал за предстоящие экзамены и не раз думал о том, чтобы  уйти из школы. Он рассказал о своих переживаниях. Я ответил тогда, что верю в его силы и всегда поддержу. Конечно, при этом нужно усиленно заниматься,  и тогда все получится. Он использовал любую возможность, подходил с вопросами до уроков и между ними. Причем вопросы задавал не только по предмету, но и обращался за советами в других областях. После сдачи экзамена, первым из класса сообщил по телефону о своем успехе. Он написал: «Спасибо, Алексей Алексеевич! Я сдал экзамен на «4». Это ваша заслуга!»Я же ответил: «Это не моя заслуга. Твое трудолюбие помогло добиться такого результата!». В этот момент я почувствовал возвышенное чувство. Чувство человечности и благодарности. Моя миссия отчасти выполнена. И я буду радоваться всегда, когда ученики будут благодарить не только за полученные знания, но и за то, что я помог им стать в первую очередь людьми.

Жизнь стремительно идет вперед! Завтра новый день, борьба за воспитание ученика. Иногда бывает нелегко, но трудности закаляют! И тогда начинаешь по-настоящему ценить жизнь, как герой Николая Островского Павел Корчагин:«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». От себя добавлю: борьбе за воспитание ученика, за веру в него. Учитель и отличается от строителей, военных, старших братьев и сестер, ребят с родного двора, блогеров, стримеров тем, что верит в своих учеников.

… И, пожалуй, 
Верить так не умеет никто.

Алесей Попов, лауреат  конкурса "Учитель года Алтая - 2022", учитель математики,