"Они и есть волхвы" Печать
Людмила Анатольевна Дружинина
Автор: Л.А.   
25.04.2022 22:11

Один уважаемый мной человек рассуждает об учительском служении, обращаясь к библейской истории про маленького барабанщика и его подарке новорожденному Господу. Прекрасная притча, которая привела меня кмоей профессиональной философии, моей миссии. Но мне ближе рассказ О. Генри «Дары волхвов».

Волхвы в древнерусской традиции – служители дохристианских языческих культов, звездочёты, чародеи, предсказатели, осуществляющие богослужения и жертвоприношения, которым предписывались умения заклинать стихии, прорицать будущее. Мудрецы, сила которых в знании тайн, недоступных людям. Что же ещё делает учитель, как не дарит себя ученикам? Дарит свои знания, душевные силы, любовь, свободное время, в конце концов? И как герои О. Генри, иной раз отдаёт последнее.Дары волхвов – вот суть учительского служения.

Я - учитель начальных классов. У нас, учителей начальных классов, особая роль. Мы берем детскую руку из теплых маминых рук. Нам доверяют сопровождать ребёнка, когда он делает первые шаги на ученическом пути. И для меня важно, чтобы мои ученики никогда не сказали: «Я не хочу идти в школу!» Открытие новых знаний, приобретение первых навыков, будь то письмо, чтение, счёт, должно стать естественным продолжением детской любознательности. Это тяжёлая работа, но, как говорил цитируемый сегодня писатель «…жизнь состоит из слёз, вздохов и улыбок, причём вздохи преобладают».

Каким должен быть учитель?

Это творческий человек, умеющий превратить урок…во что? Праздник? Открытие? Тяжкий, но результативный труд? Иногда он бывает и тем, и другим, и третьим. Он может быть любым, но самое главное, он не должен быть бесполезным.

Это человек, развивающий личностные качества каждого ребёнка, нацеленный на поиск творческого начала в каждом ученике.

Это островок спокойствия, тихая гавань для ребёнка, погружённого в свой внутренний мир, это предводитель и вдохновитель, соратник и сподвижник для ребёнка – первопроходца.

Это человек, способный из массы неуспевающих детей выделить учеников, которым нужна помощь профессионалов. Не секрет, что среди современных первоклассников достаточно много детей, не просто испытывающих трудности в обучении, а имеющих логопедические проблемы, несформированность фонематического слуха, дисграфию,дислексию и т.д. Кто же протянет им руку помощи, кто покажет пути выхода из сложной ситуации,…если не мы?

Это начитанный и эрудированный человек, способный ответить на вопросы. Порой, самые неожиданные.

К сожалению, родительская общественность часто находится в оппозиции с современной школой. Как это случилось? Когда? Почему? Что можно изменить? Мы должныубедить, что в школе у ребёнка нет врагов. Школа – это не место, в котором ребёнка нужно защищать, попутно обороняясь самому. Нужно проявить такт, нечеловеческое терпение, чтобы внести свой маленький вклад в так необходимое сейчас единение родителей и школы.

Многие мои коллеги говорят, что современные дети совсем другие. Отчасти это так. Во-первых, в обществе создан и поддерживается культ ребёнка и его прав, и педагогам порой приходится  устанавливать границы дозволенного у уже достаточно взрослых детей. Цитирую  «…исправлять разрушения, причинённые великодушием в сочетании с любовью. А это всегда тягчайший труд, друзья мои, исполинский труд».

Во-вторых, наши дети погружены в виртуальный мир. И ценности у них весьма своеобразны. Иногда я опасаюсь задавать детям традиционный вопрос: «Кем ты хочешь стать?», боясь услышать ответ: «Блогером». Как случилось, что кумир детей теперь иногда необразованный, не читающий, не умеющий правильно говорить подросток, похваляющийся тем, что зарабатывает миллионы, ничего не создавая, не принося абсолютно никакой пользы обществу?  Сегодня учитель должен проявить недюжинные силы, чтобы задать детям нужные нравственные ориентиры. Мы снова должны открыть для детей книги, хорошие книги, эти ориентиры содержащие. Дорогие коллеги, это будет величайшее достижение, если мы сумеем исправить ситуацию. Но разве мы не волхвы, то есть волшебники?

Что для меня самое дорогое в профессии учителя?

Возможность и право сказать про своих учеников – в этого человека я вложил чуточку своего таланта, капельку своей души. И в том, что он такой интересный человек, есть и моя заслуга. Я очень люблю, когда мои ученики понимают, что обучение не прекращается никогда. Я очень люблю повышать у своих учеников самооценку и уверенность в себе. Я очень люблю, когда мои ученики покидают класс с более чётким представлением о том, что в их жизни всё возможно. Я развиваю в своих учениках творческий и инновационный дух. Я не хочу, чтобы они пострадали от тех тенденций современного образования, из-за которых дети превращаются в машины для сдачи тестов и не учатся рассуждать о чём-либо достаточно серьёзном.

Почему я стала учителем?

Я не буду оригинальной, если скажу вам, что у меня была любимая учительница. Она, ……,  из числа волхвов.

У меня был долгий перерыв в педагогической работе. Но я вернулась в школу, потому что я здесь нужна. Я хочу быть там, где во мне нуждаются.

Чтобы ответить на вопрос - а я хороший учитель? – спросите у себя, пришли бы дети на ваш урок, если бы их к этому не принуждали? Тянет ли к вам детей, хотят ли они разговаривать с вами, а не просто отвечать на ваши вопросы.

Применительно к учительской профессии справедлива старая поговорка: прилив поднимает все лодки. Чтобы стать настоящим учителем, требуется значительное количество времени и сил. И мы стремимся к совершенству, работаем над собой, чтобы идти в ногу со временем, со всем новым, что появляется в профессии. Нельзя измерить эффективность учителя с помощью стандартных тестов или количества неудовлетворительных оценок, полученных учениками. Её можно измерить только на протяжении поколений. Когда одного тренера спросили после закрытия сезона, считает ли он, что этот сезон был успешным для его команды, тот выждал минуту и сказал: «Задайте мне этот вопрос через 20 лет». Если кто-то отдаёт себя профессиональной страсти и предлагает личный дар в виде того, что у него получается, ценность этого не вызывает сомнений.

«Я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей…, которые самым немудрёным образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были самыми мудрейшими. Из всех, кто приносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Одесса Кухарева, лауреат конкурса Учитель года Алтая -  2022,  учитель начальных классов

лицея «Бригантина» Заринска