Уважаемые коллеги! На сайте Министерства образования и науки РФ выставлен для публичного обсуждения проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя. (http://минобрнауки.рф/новости/3072) Примечательно, что председателем рабочей группы по созданию проекта стал Е.А.Ямбург. Предлагаю всем ознакомиться с проектом и высказать свое мнение на форуме, ведь стандарт будет введен повсеместно уже с 2014! А сможем ли мы ему соответствовать?
Проект профессионального стандарта педагога,особенно в части требований к учителю русского языка,достаточно актуален лично для меня, я его принимаю как руководство к самокоррекции и самоконтролю. Впервые задуматься о формировании культуры медиаобщения (и личной, и моих воспитанников) меня заставили статьи Н.П.Марухина на сайте УГА.Не очень люблю слово "стандарт",но документ нужный и полезный,очень хочу участвовать в работе по его реализации в рамках своего муниципалитета. А начну с себя!
У меня документ не вызвал восторга! Особо нового в нем мало, только что обучение детей с определенными отклонениями, так у нас и сейчас их в каждом классе куча. Для меня этот документ - еще одна возможность контроля над учителем. Зачем всем педагогам владеть музейной педагогикой? И еще есть подобные вопросы.
Не внимательно читаете, Николай Петрович! Там же по-моему, даже во вступлении сказано, что руководители ОУ должны предоставить возможность учителю, не имеющему ВО получить его.
Впервые на моей памяти открыто заговорили об эталоне учителя, в котором профессиональные и личностные качества взаимообусловлены,а высокий уровень общей культуры не приятное исключение, а стандарт!Как же надоели полуграмотные, не умеющие ясно сформулировать и выразить свои мысли недоучки, которых берут в школу преподавать, потому что некому работать!А есть еще страшнее "кадры",знающие предмет, но возведшие унижение тех, кого обучают, в норму общения.Может быть я идеализирую ситуацию,но профессиональный стандарт педагога направлен на искоренение подобных явлений. Я ошибаюсь?
Елена Геннадьевна, здесь идеализируй - не идеализируй - результат всё равно будет прежним: от чего ушли, к тому и придём, не в первый раз! Правда лишь в одном:пока не сформируется в сознании людей понимание того, насколько важна и ценна роль СЕМЬИ в структуре образования, ни один проект не даст положительного эффекта, уж Вы поверьте! Это во-первых, а во-вторых - ГОСУДАРСТВУ нужно спасать детей от социального неблагополучия, а не перекладывать ЦЕЛИКОМ подобного рода проблемы на плечи педагога: он не двужильный!Единственное, на что в этом отношении способен учитель,- накормить от силы 2-х,3-х детей (школьников)! Я не утрирую вещи!Права Ирина Александровна:не в музейности нужно искать путь к "оздоровлению" школы, а в лоне общественного неблагополучия... А рулит, Алла Константиновна, всё же Москва!
Дмитрий Анатольевич Васильев
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Дай бог, чтобы данный стандарт не превратили "на местах"в документ, жестко регламентирующий действия учителя.И как - то с трудом верится в то, что он избавит учителя от выполнения тех "несвойственных функций", которые отвлекают его от прямых обязанностей!Посмотрите, как мы перегружены бумажной работой!!!
Алла Константиновна, конечно, я это читал В том-то всё и дело - если выпускник педколледжа обязан получить высшее образование, то зачем тогда педколледж?
Елена Геннадьевна, Вы думаете, если сей документ превратится в нормативный акт, то в школу прилетят выдающиеся во всех аспектах люди? Их ведь в школе не хватает не потому, что такого документа нет, а потому, что таких людей в ОБЩЕСТВЕ не хватает.
Сильно всё смахивает на переименование милиции в полицию, там тоже облик стража порядка должен был возрасти, а коррупция растаять...
И то, что только Москва в группе - принципиально и показательно. А именем Ямбурга прикрылись. Для народа. Или от народа.
Всю ночь не спала. Вы правы,Николай Петрович.Вы правы,Дмитрий Анатольевич.Мой щенячий восторг улетучивается от трезвой правды жизни.Каждый видит то,что готов увидеть.Я хочу перемен и рада обманываться.А вдруг?
Милая Елена Геннадьевна!
Вы такая настоящая: думаете о призвании, ночами не спите, идеализируете ...
А нам ведь чиновник Ельцова прямо заявила, обсуждая стандарт, мол,
обновление квалификационных требований будет сопровождаться повышением уровня средней заработной платы к 2018 году в сферах образования, культуры, социального обслуживания в соответствии с указом Президента N 597 от 7 мая 2012 года. Все эти меры должны обеспечивать существенное повышение качества предоставления услуг населению.
Вот вам ! В одном ряду учитель и портной, педагог и продавец в булочной.
Наше дело- ОБСЛУЖИВАТЬ НАСЕЛЕНИЕ!
"Сеятель знанья на ниву народную" не нужен более. Разумное, доброе, вечное" не впишется с пресловутый стандарт.
А что касается Ямбурга, то он создал уникальную школу , не похожую на стандартные российские ( я там была), и учителя у него профессионально свободны.
Но наши работодатели, увы, далеки от изысканий доктора наук...
Уважаемая Ольга Васильевна!Да чиновникам и "знати" мы, "сеятели",не были нужны никогда!А я не задираю голову кверху, ну его, я смотрю на тех, для кого я - Елена Геннадьевна, их уже второе поколение через мои руки пошло.Для них важно, какой я учитель,нет у них на селе выбора!И если этот стандарт хоть немного, да на пользу,хоть чуть-чуть заставит измениться учителя, пишущего и говорящего с ошибками, отказывающегося овладевать ИКТ(вот,мол,понавыдумывали),я - за. Николай Петрович прав,не понабегут в школу культурные, компетентные специалисты, но ведь те, кто сейчас в школе, могут захотеть меняться к лучшему! Хотя бы повод для этого появится -стандарт.Я просто люблю свою работу.
У меня данный документ не только восторга не вызвал, сначала как-то даже заинтересовалась, но дальше стали возникать вопросы. Стандарт как «средство отбора» - в какую-то школу очередь стоит? «…избавить от выполнения несвойственных функций» - это хорошо, но предлагается изучать другие методики, разве это не отнимет времени на подготовку к урокам и не повлияет на качество их проведения? А разве сегодня мы не должны уметь того, что предлагает сей документ? Разве сегодня мы не выполняем главную функцию семьи - воспитание ребенка? Родители просто переложили свои обязанности на плечи учителей и все этому рады, есть с кого спросить. Конечно, мир стремительно меняется и мы должны меняться вместе с ним, но учителя в этом смысле самая мобильная часть населения, иначе как работать с современными детьми. Но мне все таки думается, что хватит уже ставить эксперименты над школой, ведь ни одна область не претерпела столько преобразований, сколько претерпела школа и это не всегда приводило к ожидаемым результатам, давайте просто будем заниматься своим любимым делом. Именно, любимым, потому что в школе сегодня работают только те, кто эту работу, действительно, любит.
Может быть, я в чем-то не права, но я так думаю, поправьте, буду рада!
Ничего нового в проекте стандарта я не нашла. Всё, что должен делать учитель и что ему рекомендуется, делает учитель и сейчас, если он любит свою профессию, если он не равнодушный человек, если ему важен личностный рост. Всё это уже так или иначе отражено в дожностных обязанностях, в требованиях к учителю в школе и в обществе. И степень владения ИКТ - это необходимость, вызванная временем. Правда, Америки не открыла.
Добрый вечер коллеги! Мне кажется, наша беда в том, что мы рассматриваем документ в контексте наших условий (т.е. в условиях системы образования Алтайского края, условиях жизни наших школ). Давайте попробуем абстрагироваться от того, что в "очередь никто не стоит", что "переложили все на школу" (имеется ввиду семейное воспитание) и.т.д. У меня стандарт возмущения никакого не вызывает. Да, хотелось бы, чтобы хотя бы ради приличия, в состав рабочей группы были включены представители регионов. Но в общем и целом все, что говорится в нем "идеальное воплощение современного педагога". Как бы мне хотелось, как директору, использовать его при приеме на работу!!! Вы даже себе не представляете! У меня опасения другие: как и кем будет регламентироваться процесс создания регионального и школьного компонента стандарта? Как отсутствие 100% обеспечения ФГОС скажется на понятии "рекомендовать"? Как и кем будет контролироваться процесс изменения программ подготовки и переподготовки кадров? Зато есть важный на современном этапе момент - четко прописано образование педагога, не только высшее педагогическое, но и классическое (университет), техническое, в соответствии с занимаемой должностью.
..."идеальное воплощение современного педагога"...
Идеал - Совершенство, высшая цель, к к-рой стремятся люди (Политический словарь).
Это что получается, в нормативно-правовом акте фиксируется цель стремления? А, значит, она может быть и не достигнута? Достижение идеала в принципе невозможно, или, возможно, но тогда это уже не идеал. Таким образом, в нормативно-правовой акт закладываются изначально недостижимые цели? Так это профанация... По-моему мнению
А, вообще, в подобного рода документах идёт смешение норм правовых (регулируемых правом) и норм этических, моральных (регулируемых силой общественного мнения), но и те и другие "зачёсываются" под одну гребёнку в разряд нормативно-правовых. Скоро мы (или нам) будем разрабатывать (или нам разработают) методики оценки степени любви к МАМЕ (к Родине уже измеряем ).
И не надо мне говорить, что я утрирую. Когда аспекты личностных характеристик человека становятся явлением, регулируемым СТАНДАРТОМ... Это мне так кажется? Или совсем не кажется...
Рискую вновь вызвать состояние бессонницы Елены Геннадьевны (Леночка, уж Вы извините!), но у нас в жизни, в том числе и образовании, всё на уровне КАК БЫ: КАК БЫ демократия, КАК БЫ социальная политика (правда, в состоянии зародыша),КАК БЫ "ветер перемен" в образовании. Кругом - сплошные планки, а жизнь - где-то внизу.Может, это в крови у людей: ставить недосягаемые цели. Я уже не говорю о противоречиях. Кстати, не заметили: в последнее время много проектов, не доведённых до логического конца. Что будет на этот раз?! Не проще было бы дать полную творческую свободу учителю с правом определения собственных границ образовательного стандарта. Не думаю, что это бред (есть опыт, давший положительный эффект). По крайней мере, в области русского языка и литературы это вполне уместно и беспроигрышно.
Дмитрий Анатольевич Васильев
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
"Профессиональный стандарт..." - определенный набор профессиональных качеств педагога. Мне кажется, что этот документ должен стать нормативной базой для педагогических ВУЗов и при выдаче дипломов о высшем образовании ВУЗ должен гарантировать весь "набор" профессиональных компетенций.
Сложно поверить в то, что "СТАНДАРТ" цитирую: "призван ... раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию".
Вызывают сомнение и пункты "стандарта" связанные с реализацией программ инклюзивного обучения. Совсем сложно представить "работу с учащимися, имеющими задержки в развитии; работу с девиатными, зависимыми, социально запущенными уч-ся."
Создается впечатление, что УЧИТЕЛЬ должен стать социальным педагогом, психологом, психотерапевтом, инспектором ОДН... Правда удобно! Один заменит многих!
Кажется, если этот документ показать выпускникам школ, то педагогические ВУЗы останутся без набора.
Наталья Александровна Екшибарова
Последнее редактирование: 19.02.2013 16:02 Редактировал .
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Сначала в ответ Николаю Петровичу. Мои слова "идеальное воплощение..." не зря взяты в кавычки, это во-первых. Во-вторых, исходя из первого можно было не листать словарь... В третьих, в подобного рода документах (т.е. документах, которые касаются учителя) всегда будет происходить смешение нормативно-правовых и этических понятий, такова уж участь педагога,его "планка" всегда гораздо выше, чем в других профессиях. В четвертых, вы правы в том, что личностные качества нельзя регулировать СТАНДАРТОМ, может какое-то другое название должно быть, да и измерять их, действительно" невозможно!!!
Теперь в ответ Дмитрию Васильевичу. Если не ставить "недостижимых" целей, то жизнь будет, на мой взгляд, наискучнейшей, будем определять только зону своего "ближнего развития"? Только в поисках непостижимого и недостижимого всегда рождались открытия и победы. Или я ошибаюсь? А свобода у учителя есть всегда, не смотря на стандарты, ФГОСы, ЕГЭ и прочие "достижения" реформирования. Вот как-то так.
Планка учителя может быть и выше, но определять соответствие учителя этой планке будут люди, к планке данной, отношения не имеющие. ПЛАНКА для кого? Если для учителя, то это бессмысленно. Если Он Учитель, то планку он себе сам задаёт такую, что нормативным актам делать нечего. А если он не учитель, то тем более никакой стандарт не поможет.
А если планка - инструмент для человека контролирующего процесс образования? Этические, личностные нормы не имеют твёрдых рамок и чётких критериев и очень сильно зависят от субъективного уровня и позиции взирающего и судящего.
Даже коммунисты «Моральный кодекс строителя коммунизма» не догадались превратить в нормативный акт, а сделали частью программы партии.
Цитирую из приложения, касающегося учителей русского языка и литературы: «Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра)».
А что же только учитель русского языка и литературы должен «являться квалифицированным постоянным читателем и зрителем (литературной периодики, новинок литературы, кино и театра)? А разве это не необходимость для каждого учителя? И еще: давно ли учитель бывал в зрительном зале театра, есть ли у него возможность попасть в музей с ребятами, посмотреть достопримечательности и исторические места?
Зачем прописывать «прописные истины»? За кого нас принимают?
"Если Он Учитель, то планку он себе сам задаёт такую, что нормативным актам делать нечего. А если он не учитель, то тем более никакой стандарт не поможет". Подписываюсь!!! Любые попытки загнать моральные субстанции в нормативные рамки - полный, извините за категоричность, бред! В прошлом учитель, а сейчас госслужащий, занимаюсь (в числе прочего и, в основном, нужного) подобной ерундой - составляю моральный кодекс для общественных организаций. И как человек, находящийся внутри подобного процесса, заявляю еще раз - Бред!!! Нельзя в меньшее поместить болшее. А мораль, что очевидно, гораздо более емкая категория, нежели право. Поэтому любые попытки создания подобного стандарта, регламентирующего этическую сторону вопроса, обречены на провал. Только, действительно, не понятна роль Ямбурга. На него подобное не похоже...