#естьмнение
Дети становятся читателями на коленях своих родителей
Эмили Бухвальд.
«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти…» - пишет в своем стихотворении В.Берестов.
А может, стоит оторваться от дел, собраться всей семьей и провести чудесный вечер, читая вслух полюбившиеся произведения….
Чтение в семейном кругу является давней русской традицией. На рубеже 19-20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей.
Сегодня мало кто может с гордостью сказать: «Моя семья читает!». Традиции семейного чтения утрачиваются, разрушаются, и на смену им приходят новые высокоскоростные технологии. Да и просто порой нам не хватает времени на то, чтобы остановиться и уделить время своим родным.
Я считаю, что необходимо возродить традиции семейного чтения, и определяющая роль в этом принадлежит родителям.
Семейное чтение — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Хочу выразить свое мнение и услышать Ваше, уважаемый читатель.
Родители, используя семейное чтение, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием ребенка, формируют нравственные представления, общечеловеческие ценности.
Семейное чтение, на мой взгляд, это разговор поколений: передача столь необходимого опыта, взглядов от старшего к младшему. Это уникальный монолог ребенка, в котором он учится выражать и аргументировать свое мнение. Это эффективный способ социализации. И безусловно, способ общения ребенка с миром художественной литературы.
Семейное чтение полезно и необходимо детям и взрослым- прекрасный способ эмоционального-эстетического взаимодействия.
Мы вместе сопереживаем героям. Мы радуемся и по-настоящему счастливы, когда читаем эпизод встречи Ассоль и Грея в романтической повести «Алые паруса». А еще есть прекрасная возможность поговорить о главном: что такое мечта? А какая мечта есть у тебя?
Нас захватывают увлекательные приключения Тома Сойера и вызывают смех его проделки.
Мы плачем и возмущаемся несправедливости крепостного строя: почему так поступил Герасим?
Ценности личности формируются в процессе переживания. Слушая захватывающую историю, мы проецируем ее сюжет на свою жизнь, представляем, как бы поступили мы. И роль взрослых здесь очень важна: объяснить последствия того или иного поступка, установить причину и цель таких действий.
Чтобы семейное чтение, действительно, выполняло свою роль, оно должно быть систематическим, должно стать привычкой, традицией семьи.
Трудно не согласиться со словами В.А. Сухомлинского: «…чтение- это тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находить путь к сердцу ребенка».
Надо помнить, что семейное чтение- это минуты близкого эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить….
Существует мнение, что традиции семейных чтений угасают внутри семьи. Каковы причины и что мешает возрождению семейных чтений? А можно ли заменить семейное чтение просмотрами художественных фильмов? Как организовать семейное чтение? - вопросы на которые хотелось услышать Ваше мнение.
Шлей Лилия Владимировна, БУ – 2012
|