Номинация «Педагогический дебют» краевого конкурса «Учитель года Алтая» - это возможность молодым учителям, чей педагогический стаж меньше пяти лет, проявить себя: поделиться находками, увлечь идеями и познакомиться с такими же инициативными и творческими коллегами.
Без малого пятьдесят человек – победителей муниципальных этапов «Педагогического дебюта» – приняли участие в заочном туре краевого конкурса, но только десять прошли в финал (таковы условия).
25 января. 14.00. Барнаульский государственный педагогический колледж. Свет. Фанфары. Конкурс начинается. Шесть девушек и четыре юноши должны преодолеть два испытания, по результатам которых определится тройка суперфиналистов.
А пока они стоят на сцене, красивые, воодушевлённые, взволнованные, и все хотят победить. Я теперь это говорю так уверенно, потому что все три дня буду рядом с конкурсантами. Но об этом позже.
Первое испытание – презентация из опыта работы «У меня это хорошо получается». Представить свои достижения молодые учителя должны членам жюри, которых ни много ни мало пятнадцать. Это победители, лауреаты, финалисты конкурса «Учитель года Алтая», кандидаты наук.
Как тут не растеряться?
Участники справляются с волнением и увлечённо делятся опытом. Выступление учителя физкультуры сростинской школы Виктора Чурилова открывает конкурсный марафон. Виктор разработал свою систему популяризации здорового образа жизни. В организуемых им мероприятиях участвуют школьники, учителя, родители, воспитанники детских садов. Соревнования, флешмобы, съёмки социальной рекламы – всё это составляющие системы.
Сергей Конрад, учитель истории и обществознания барнаульской школы № 118, рассказывает об интегративном подходе в обучении как способе формирования у школьников целостной картины мира. На своих уроках и во внеурочной деятельности легко связывает историю с математикой, физической культурой, литературой, музыкой, географией. Задуманный им творческий проект - создание настольной игры «Великие географические открытия» - собрал всех ребят класса, и каждому нашлось дело.
В образе былинного богатыря предстаёт учитель физической культуры самарской школы Рубцовского района Максим Заварзин. Сказывает былину о том, что не было в школе баскетбольной команды и достойных условий для тренировок. Богатырь взялся за дело, и вот уже второй год реализуется проект по созданию спортивной площадки, который объединил всех жителей Самарки. А баскетбольная команда уже успешно тренируется и выступает на соревнованиях.
Как оценить результат учебной деятельности? Ответ на этот вопрос лёг в основу презентации опыта учителя начальных классов из Заринска Кристины Васильевой. Кристина учит своих учеников оценивать как свою работу, так и одноклассников. Ребята знают, что такое критерии оценивания, и даже порой вносят свои предложения по их разнообразию и совершенствованию системы.
Елена Немчинова, учитель начальных классов устьянской школы Локтевского района, успешно применяет в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии. Вместе с учениками она осваивает различные компьютерные программы для создания видеороликов. Благодаря этому у класса богатый архив. Кроме того, видеоотчёты повышают явку родителей на собрания. Для проведения экспериментов на уроках окружающего мира учитель активно использует цифровую лабораторию.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо легла в основу выступления Виктории Попович, учителя истории и обществознания из Кулунды. Виктория учит подвергать сомнению информацию из различных источников, анализировать, сравнивать и формировать собственную картину мира. Воспитание гражданина-патриота – главная задача каждого урока Виктории. В ближайших планах учителя – создание в школе клуба «Легенды Алтая».
Кому верить и что делать? Этими вопросами задаются ученики Андрея Порсина, учителя истории школы № 52 г. Барнаула. Сравнивая разные точки зрения на один и тот же вопрос, находя фактические различия при изучении содержания исторических документов, школьники легко вступают в дискуссии и могут доказать правоту своего, порой оригинального, взгляда на исторический факт.
Физики и лирики. Опытом установления межпредметных связей на уроках физики делится Кристина Жиляева, учитель кашкарагаихинской школы Тальменского района. Геометрия, биология, история и даже литература помогают повысить мотивацию школьников к изучению физики. Стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко...» легко выводит ребят на тему «Волновые свойства света», а цели вытекают будто сами собой.
Поставить современные гаджеты на службу литературе и тем самым пробудить интерес школьников к чтению, к поиску смыслов – непростая цель, которую поставила перед собой Евгения Рыбникова, учитель русского языка и литературы гальцовской школы Змеиногорского района. В популярной у подростков социальной сети вместе с учениками она создала отрытое сообщество, которое сегодня объединяет юных любителей литературы, а также учителей, студентов из разных уголков не только Алтайского края, но и за его пределами.
Эколого-краеведческий проект «Чистый мир», реализуемый учителем начальных классов соколовской школы Зонального района Соной Рзаевой вместе с первоклассниками и их родителями, представлен членам жюри в виде календаря, в котором на каждой странице правила поведения на природе. Ребята не только их знают, но и выполняют. Теперь вместо сорванных цветов школьники дарят учителю рисунки этих самых цветов. Реализация проекта продолжается.
Первое испытание позади. Молодые учителя с честью его выдержали. Впереди встреча с психологом и подготовка ко второму дню конкурса. Завтра уроки.
Продолжение следует...
|